Развитие гиг-экономики вызывает поток жалоб от работников

Начальников Дептранса пересадят со служебных автомобилей на такси
21.12.2017
Суд запретил службу заказа такси, работавшую через мобильное приложение с частными водителями
21.12.2017
Развитие гиг-экономики вызывает поток жалоб от работников

17 Октября 2017


Как сообщает Financial Post, регуляторы, бизнесмены и политики спорят о том, будет ли регулирование цифровых платформ подавлять инновации, конкурентоспособность и сдерживать создание рабочих мест. 


Мохан Бисвас (Mohaan Biswas) очень торопился доставить заказ клиентам в Лондоне от сервиса онлайн-доставки еды Deliveroo, но упал со своего мотоцикла, сломав ногу в двух местах. Поскольку Deliveroo классифицирует своих курьеров как самозанятых предпринимателей, он не имел медицинской страховки, и к тому же лишился дохода на шесть недель до своего выздоровления.


«На постоянной работе вы можете вести переговоры с боссом, а мы не можем этого сделать», — рассказывает Бисвас, который на костылях вышел на демонстрацию протеста в центре Лондона против нестандартных форм работы. «Мы застряли в ничем не защищенной системе, где всех нас попросту эксплуатируют».


Как и тысячи людей в Европе и Северной Америке, 24-летний Бисвас обнаружил неприятную реальность в экономике халтуры — он получал доход, когда было достаточно работы, но теперь сидит без денег и без всяких пособий, после того, как не смог ее выполнять.


В настоящее время Европа стремится к усилению мер по социальной защите населения, поскольку быстрыми темпами размножаются «самозанятые трудовые ресурсы» и нетрадиционные трудовые контракты. Протесты и жесткие решения властей в Великобритании и других европейских странах против Uber, который получает большой гешефт от такой системы, помогли стимулировать такие процессы.


Недавно Европейская комиссия поддержала предложение о мерах по  борьбе с этими явлениями – катастрофическим снижением социальных стандартов для работников с гибким рабочим графиком и без регулярной зарплаты. На долю таких работников уже приходится около трети рабочей силы в Европе. Это является частью более широкого давления Брюсселя, направленного на повышение доступа людей к социальным пособиям, от письменных контрактов до страхования по безработице для самозанятых предпринимателей и временных работников, а также для сотен тысяч людей, работающих без минимально обязательного количества часов или оплаты труда.


Резолюция Европейской комиссии пока не является обязательной и по-прежнему подлежит публичным дебатам. Но она зафиксировала общественные разногласия между бизнесом и политиками, которые говорят, что регулирование деятельности цифровых платформ приведёт к отставанию Европы в мировой экономике, подавляя этим инновации, снижая конкурентоспособность и мешая созданию рабочих мест.


Бизнесмены предупреждают об угрозе для таких компаний, как Uber и Deliveroo, которые предлагают людям работать через цифровые платформы. Более жесткая защита работников также увеличит расходы  предприятий, начиная от ресторанов быстрого питания, которые используют свободные контракты без гарантированной работы, до лоукостеров, таких как авиакомпания Ryanair, которые опираются на агентства, привлекающих к сотрудничеству пилотов и персонал.


Гибкая рабочая сила позволяет «обеспечить экономический рост на миллиарды евро, создать миллионы новых рабочих мест, ввести свободное рабочее время, более сбалансированную работу и семейную жизнь. Кто не хотел бы этого?», — заявил премьер-министр Эстонии Юрий Ратас (Juri Ratas) на саммите Европейского союза, проходившем в сентябре в Таллинне, на котором обсуждалось будущее цифровой экономики.


Такие компании, как Uber и Deliveroo, считаются локомотивами подобной модели. Они и такие же цифровые платформы получают комиссионные от заработка рабочих, но классифицируют этих работников как самозанятых предпринимателей. Это позволяет корпорациям не платить за социальное и медицинское обеспечение, отпуск по уходу за ребенком и другие преимущества классических рабочих мест. Это очень прибыльная бизнес-модель, которая обеспечила Uber капитализацию в почти $70 миллиардов.


Но агрессивная стратегия расширения компании, отстаиваемая её основателем Трэвисом Калаником (Travis Kalanick), который был уволен этим летом, начала давать сбои, вызывая пристальный интерес регуляторов во всем мире. И по мере расширения протестов против нестабильности в экономике халтуры, правительства всех стран вынуждены более внимательно рассматривать социальные последствия нерегулируемой деятельности цифровых платформ.


«Корпорации играли с государственной системой, придумывая юридические лазейки и заявляя, что это отличный новый вид работы», — говорит Эстер Линч (Esther Lynch), секретарь Европейской конфедерации профсоюзов. «Но люди видят, насколько жестокой может быть эта эксплуатация».


Недавно Британия провела исследование «современных методов работы». В нем была проанализирована деятельность компаний, которые в значительной степени ориентированны на нестандартные контракты. Авторы исследования настаивали на таких изменениях, как закрытие правовых лазеек, которые позволяют выплачивать меньше временным работникам, чем обычным на тех же рабочих местах, введение отпуска и больничных для работников экономики халтуры и предоставления отпуска по уходу за детьми для самозанятых предпринимателей.


Во Франции президент Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron) пытается изменить жесткий госуударственный трудовой кодекс, чтобы активизировать экономику и поощрять тенденцию к внештатной работе. Но под давлением со стороны социалистов он также предлагает ввести систему минимальной социальной защиты, включая предоставление самозанятым предпринимателям страхования от безработицы.


Суды тоже все чаще заявляют о необходимости регулирования деятельности цифровых платформ. Ожидается, что уже в этом году Европейский суд примет решение по важному вопросу — следует ли рассматривать Uber как транспортную компанию такси, что будет означать, что он должен соблюдать строгие правила безопасности и занятости, или же Uber просто онлайн платформа, соединяющая независимых водителей и пассажиров.


Uber и Deliveroo сталкиваются с юридическими препятствиями в Великобритании. Британский трибунал ведёт расследование, являются  партнёры Deliveroo рабочими или подрядчиками после их попытки объединения в Лондоне. В прошлом году британский суд издал постановление, которое потребовало, чтобы Uber классифицировал своих водителей как сотрудников, выплачивал им минимальную заработную плату и предоставлял оплачиваемый отпуск.


Два водителя Uber, Джеймс Фаррар (James Farrar) и Ясин Аслам (Yaseen Aslam), бросили вызов корпорации от имени группы из 19 водителей, заявив, что служба отрицает их законные права, классифицируя их как самозанятых предпринимателей. Uber привел аргумент, который он неоднократно использовал во всем мире — его водители – это независимые подрядчики. Но судьи в этом деле высмеяли данный аргумент.


«Заявление о том, что Uber в Лондоне — это мозаика из 30 000 малых предприятий, связанная общей «цифровой платформой» просто смешно», — сказано в постановлении суда. «Водители не договариваются об услугах с пассажирами», — добавляют судьи. «Им предлагают заказы, и они их принимают к исполнению строго на условиях Uber».


Uber обжаловал это решение, чем вызвал массовые протесты в центре Лондона, к одному из которых и присоединился водитель Deliveroo Бисвас.


Если решение суда всё-таки вступит в силу, то это может сильно повлиять на бизнес-модель, на которую полагаются Uber, Deliveroo и подобные цифровые платформы. Это будет означать необходимость серьезной перекалибровки экономики халтуры, что может привести к вытеснению таких корпораций из стран, которые предпочтут ввести более жесткие правила для защиты национальных рынков.


За пределами Европы это уже происходит. Например, Uber принял решение уйти с рынка канадского Квебека, так как правительство ввело жесткие стандарты для водителей.


Перевод TaxiLife