14 мая 1909 года был реализован «Санкт-Петербургский таксомотор», находившийся в самом сердечко мегаполиса, на Караванной улице. SPB.AIF.RU ведает, как были устроены 1-ые таксомотор, сколько стоил проезд и на каких машинах жители города справлялись расстояния.
В 1909 году на лицах Петербурга было замечено раньше редкостное зрелище – быстрые машины марки Форд, выкрашенные в милый лазурный краска, в коих величественно восседали внушительные шофёры, щегольски одетые на французский лад. Например в городе Москве Русской Империи сказало о для себя акционерное разговор «Санкт-Петербургский таксомотор», учреждённое торговым агентом американской компании Форд и личным бизнесменом гражданином Фриде.
Как писала издание «Русское слово» в 1909 году, «новенькие авто выкрашены в лазурный краска, шофёры одеты по-французски, а Самуил Фриде содержит огромные намерения, предполагая в скором времени довести количество таксомоторов до 500». Вобщем, амбициям бизнесмена например и не было предначертано реализоваться: по причине ненадёжности и неэкономичности машин к лету 1913 года в мегаполисе сохранился всего раз автомашину, а таксопарк с треском перестал своё жизнь.
1-ые петербургские таксомоторы
Вобщем, тут надо заявить, собственно что государь Фриде не был новатором, он всего только схватил направленность, приехав в Петербург и основав таксопарк. До возникновения «голубых таксомоторов» жители города уже деятельно использовали предложениями таксистов. Прогрессивно мыслящие люд отдавали себе отчет, собственно что будущее стоит за вероятностью проворно передвигаться по улицам. Они закупали машины, нанимали шофёров, ставили таксу за проезд и могли помочь петербуржцам одолевать расстояния с комфортом и защищенностью.
Таксометр Кацкого, 1910 год.
В 1899 петербургский «моторист» Абрикосов поместил в журнале «Самокат» объявление об «отпуске моторов на прокат», год спустя фирма «Фрезе и К°» начала предлагать в аренду электрические и бензиновые автомобили, выпускаемые в Петербурге и Варшаве. Стоит отметить, что первый наёмный автомобиль с счётчиком-таксометром был зарегистрирован в 1906 году. В 1907 году автомобили на улицах уже стали обыкновенным явлением, хотя некоторые из горожан продолжали испуганно хвататься за сердце, заслышав позади громкий звук клаксона. По улицам того времени сновали проворные автомобили Velox, закупленные в Австро-Венгрии, и машины отечественной сборки «Даймлер-Лесснер» с открытым кузовом.
Плата за проезд
Первыми пассажирами были горожане из обеспеченных слоев общества. Со временем популярность таксомоторов росла, конкуренция повышалась, и позволить себе проехаться с ветерком могли уже даже студенты. Расценки таксистов в 1909 году в среднем были следующими: верста (чуть более одного километра) стоила 35 копеек, за каждые четыре минуты простоя пассажир был обязан заплатить ещё десять копеек сверху.
Так как количество таксомоторов неуклонно росло, в газетах, посвящённых поиску работы, нередко можно было узнать о вакантном местечке на позицию шофёра, где сулили от 100 до 150 рублей в месяц, включая чаевые. К 1910 году в столице насчитывалось 217 таксомоторов, в 1911 году их стало 296, а в 1914 году в Петербурге было зарегистрировано 403 такси. Популярность наёмного транспорта была бешеной: в городе одна за другой появлялись стоянки, специальная диспетчерская служба позволяла вызывать такси на дом, а таксомоторы в большинстве своём работали круглосуточно.
«Белые таксомоторы» – французские машины «Панар-Левассор». 1912 год.
На каких машина промышляли извозом
Новый вид извоза был источником баснословного дохода не только для владельцев таксомоторов, но и для хозяев многочисленных гостиниц и ресторанов, которые взимали плату за право стоянки. Нередко сумма доходила до 500 рублей в год. Раньше владельцы гостиниц «стригли» только извозчиков и «ванек», которые поджидали клиентов у дверей заведений, теперь же возможность неофициального дохода существенно увеличивалась.
Когда в столице появился «Санкт-Петербургский таксомотор», владельцы других автомобилей, стали окрашивали свои в яркие цвета, чтобы выделиться среди общей массы. Так в Петербурге стали мелькать «Красные таксомоторы», «Белые таксомоторы» и «Зелёные таксомоторы», а в эксплуатации таксопарков находилось около 30 различных марок машин, среди которых: французские Charron, Panhard и Levassor и немецкие Opel, NAG, Gaggenau и Oryx.
Петербургские таксомоторы французской фирмы «Шаррон». 1913 год.
Краткое руководство, как стать владельцем таксопарка
Фактически стать владельцем небольшого таксопарка в то время мог любой человек, владеющий автомобилем. Главным условием было наличие специальных в нём счётчиков. Летом 1911 года бесконтрольное существование частного извоза было прервано весьма прозаическим образом. Разрешение на занятие так называемым «механическим извозом» выдавалось только с ведома Городской Управы, куда должны были подать прошение все желающие организовать пассажирские перевозки на таксомоторах. На следующий год были приняты дополнительные меры в виде «Обязательного постановления для таксомоторов в гор. С.-Петербурге», состоявшим из 5 разделов: разрешение выпуска таксомоторов, осмотр и испытание, таксы, правила применения таксы, специальные и общие требования к таксомоторам и порядок производства промысла. Текст с 24 параграфами содержал многочисленные комментарии, но особого интереса к себе со стороны предпринимателей не вызывал. Как писал журнал «Автомобилист» в 1912 году, его содержание сводилось к следующему: «…Шофёр, управляя таксомотором, должен поступать не так, как он хочет, а как он обязан».
Владельцы таксомоторов расклеивали по городу объявления с рекламой, привлекали внимание яркой раскраской автомобилей, сулили безопасность и комфорт, однако вскоре такси обнаружило оборотную сторону своей блестящей медали. По большому счёту, таксистами были простые и честные люди, хорошо исполняющие свою работу, однако к 1910 году в газетах нередко стали появляться материалы, где водителей называли «сутенёрами» и «грабителями». Дело было в том, что в Петербурге участились случаи хитроумных манипуляций со счётчиком, обманом пассажиров и даже их избиением.
Не роскошь, а необходимость
С началом Первой мировой войны количество такси стало сокращаться – пригодные к военным нуждам автомобили изъяли, а водителей мобилизовали в армию. После революции таксомоторный промысел был ликвидирован, а оставшиеся автомобили национализированы. Лишь много лет спустя, в 1919 году, был открыт Ленинградский таксомоторный парк, созданный при Транспортном подотделе городского отдела коммунального хозяйства. В его распоряжении стояло 37 открытых автомобилей марки Ford, которых к 1930 году выросло до 83 таксомоторов. Интерес населения к таксомотору пробуждали при помощи пропагандистских лозунгов в стиле «Такси не роскошь, а культурная необходимость» и невысокой таксой за проезд.
Источник