Экономика совместного потребления не работает по одной простой причине — людям нельзя доверять

Минтранс Иркутской области запретил перевозку пассажиров на 76 автомобилях такси «Максим»
21.12.2017
Европейский суд нанес удар по Uber. Французский кейс для отрасли такси
21.12.2017
Экономика совместного потребления не работает по одной простой причине - людям нельзя доверять

3 Августа 2017


Как сообщает Independent, врожденная проблема многих крупнейших игроков рынка долевой экономики заключается в том, что их бизнес-модели основаны на доверии, но компании растут так быстро, что они забывают про это.


Ранее в июле издание South China Morning Post в своей статье подчеркнуло насколько странным стал мир бизнеса. Китайская компания вышла на рынок с предложением брать в краткосрочную аренду зонтики, через приложение для смартфона. Однако компания получила серьезный удар по бизнесу от потребителя, когда все 300 000 зонтов пропали без вести в течение нескольких месяцев после запуска предприятия. Компания шеринга зонтиков требовала от клиентов внести первоначальный депозит, эквивалентный чуть более 2 фунтов стерлингов, после чего они взимали плату в 6 пенсов за каждые полчаса использования зонтика по назначению.


Как и следовало ожидать, проблемы были связаны с простотой переноски объекта, на которую полагалась вся система. Занятым горожанам явно понравилась идея быстрого доступа к, порой, громоздкому зонтику, когда вдруг пойдет дождь, но, они же забирали зонтики домой. И забывали о них вообще.


Похоже, что компания просто переоценила доверие и надежность своей потребительской базы, не обратив внимания на то, что люди по своей сути эгоистичны.


К счастью, ущерб в этом случае, похоже, не был смертельным. Sharing E Umbrella (так называется компания) указала, что они возвращаются к новому бизнес-плану и надеются снова запустить бизнес уже с 30 миллионами новых зонтов к концу года. Но, тем не менее, этот пример служит мощной метафорой для готовой взорваться экономики совместного пользования и рисков, которые она несет.


Эта анекдотичная ситуация также наводит на мысль о том, что, поскольку долевая экономика становится основным продуктом нашего времени и начинает проникать в большинство секторов мировой промышленности, мы вполне можем недооценивать один крайне непредсказуемый «Фактор X». А именно, человеческий фактор — нам нельзя доверять. Ничто из того, что мы делаем, никогда не бывает альтруистическим и, что еще хуже, мы часто довольно глупы.  Извините, но это правда.


Экономика обмена огромна. Согласно недавнему отчету, опубликованному Bank of America Merrill Lynch, стоимость шеринговой экономики составляет около 250 млрд. фунтов стерлингов, и она быстро растет. Нетрудно понять, почему она процветает в последние годы. Она направлена на разблокирование ценности неиспользуемых или недостаточно используемых активов, что экономит время, хлопоты и главное деньги. Мы все еще переживаем один из сильнейших экономических спадов в истории, а многие из нас являются выходцами из всемирной паутины. Это и определяет наши привычки.


Мы хотим получать высокий сервис по низким ценам одним нажатием кнопки и чем быстрее, тем лучше. Семена этих привычек были посеяны появлением приложений для обмена автомобилями (Uber), компаний по аренде жилья (AirBnB), совместных рабочих помещений (WeWork) и развлекательных сайтов (Spotify), и это лишь немногие примеры.


Доступность таких сервисов растет, одновременно создавая новые проблемы. Ранее в июле, китайское информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что временно закрылась компания, предоставлявшая в аренду спальные капсулы для безработных в Пекине, Шанхае и Чэнду, потому что эти капсулы стали убежищем для преступников.


Рейчел Ботсман (Rachel Botsman), автор книги «Рост коллективного потребления» (The Rise Of Collaborative Consumption), рассказала изданию Fast Company, что общество сейчас переживает «тектонический сдвиг формы поведения — от индивидуального обладания и соответствующих расходов к повторному открытию коллективного блага».


Однако, проблема заключается в том, что мы на самом деле не пытаемся заботиться об этом коллективном благе. Мы заботимся о том, чтобы максимизировать наши собственные ресурсы. Мы хотим дешевого отпуска и не готовы проявлять осторожность. Когда мы уезжаем из дома, мы не хотим, чтобы наша квартира просто так оставалась пустой, когда есть возможность использовать ее, чтобы оплатить расходы на отпуск. Нам нужна машина, чтобы забрать нас и отвезти нас домой. Получение дешевой поездки важнее, чем знать, что наш водитель безопасен, надежен и честен.


Наш непреодолимый спрос на легкое существование стимулирует рост предложений такими быстрыми темпами, что мы рискуем потерять из виду основы жизнедеятельности — защиту жизни и здоровья и регулирование общественных отношений.


Возможно, самым печальным свидетельством того, что ситуация выходит из-под контроля, является Uber — настоящая реальность экономики совместного потребления. Изнасилование пассажиров, претензии водителей к недобросовестной конкуренции на рынках, множество судебных исков и претензий властей. Может ли это быть из-за слишком быстрого расширения компании?


Только на прошлой неделе появились сообщения о женщине, которая обратилась с судебным иском к Airbnb из-за нападения на нее хозяина жилья. В первом, в своем роде, судебном процессе она обвиняет компанию, которая не проверила наличие судимости хозяина сдававшего в аренду жилье через Airbnb. Пресс-секретарь Airbnb позже заявил, что проверка была проведена и судимости хозяина не выявила.


В экономике совместного потребления возникает множество вопросов о трудовых и социальных правах, эксплуатации, регулировании и стандартах.  В Великобритании, по крайней мере, некоторые из них, были рассмотрены в недавнем правительственном докладе Тейлора (Taylor). Но, возможно, врожденная проблема многих крупнейших игроков рынка долевой экономики заключается в том, что их бизнес-модели основаны на доверии, но компании растут так быстро, что они забывают про это.


Я не думаю, что экономика совместного потребления уходит.  Взаимосвязанный характер того, как мы живем, общественные отношения, не допустят того, чтобы это произошло. Я являюсь пользователем и поклонником Airbnb и других сервисов, которые попадают в эту захватывающую и, надо отметить, довольно мрачную вселенную. У меня еще нет действительно отрицательного опыта при её использовании. Некоторые из бизнес-моделей в долевой экономике являются блестящими и глубоко инновационными. И я хотел бы придумать такую модель сам. Многие игроки в настоящее время диверсифицируются, предлагая премиальные услуги, которые предполагают более персонализированный и более качественный опыт.


Но это постоянный баланс между жадностью и доверием, качеством и стоимостью, удобством и быстротой, риском и гарантией.


Я, конечно, не думаю о себе как о ненадежном человеке, но, полагаю, даже я мог бы взять зонтик и забыть о нём. Возможно не в Лондоне, но вы ведь понимаете?


Перевод TaxiLife