2 Сентября 2015
Судебное разбирательство трех водителей такси в Калифорнии и компании-агрегатора Uber Technologies Inc. получило статус коллективного иска. В центре разбирательства — разница между сотрудниками и независимыми подрядчиками.
Истцы обвиняют сервис вызова такси в том, что, относясь к водителям как к сотрудникам, Uber одновременно отказывается предоставлять им соответствующие гарантии и компенсации.
Как пишет The Wall Street Journal, судья окружного суда США в Сан-Франциско Эдвард Чэн во вторник постановил, что иск касается всех водителей в Калифорнии, которые не отказались от права на рассмотрение дела в групповом порядке. Таким образом, речь теперь может идти о тысячах человек, и дело приобретает резонансный характер.
Итоги разбирательства могут существенно повлиять на бизнес-модель Uber и десятков стартапов, использующих услуги независимых подрядчиков как в этом секторе, так и в других сегментах рынка.
Приложение Uber позволяет вызвать машину, находящуюся неподалеку от клиента, при этом поездка чаще всего оказывается дешевле, чем услуги традиционного такси. Компания Uber Technologies позиционирует себя как технологическую платформу, обеспечивающую связь между поставщиками услуг и клиентами, а не службу такси, которая владеет автомобилями и нанимает водителей, отмечает WSJ.
Инвесторам понравилась такая бизнес-модель, и они вложили в Uber миллиарды долларов: теперь общая стоимость компании оценивается в более чем $50 млрд.
Однако если калифорнийский суд примет решение в пользу таксистов, Uber придется оплачивать их медицинскую страховку, социальные взносы и служебные расходы — топливо, ремонт автомобилей, сборы на платных дорогах.
Такой поворот может кардинально изменить ситуацию с экономикой совместного потребления в целом, пишет Financial Times. Согласно подсчетам профессора Гарвардской школы бизнеса Андрея Хагиу, при появлении подобного прецедента затраты большинства компаний, работающих по принципу совместного потребления, возрастут на 25-40%.
В сообщении Uber говорится, что компания планирует оспорить решение судьи Э.Чэна о придании иску статуса коллективного. Представитель Uber подчеркнула, что присоединиться к нему смогут немногие калифорнийцы, поскольку в прошлом году Uber обновила шаблон договора с водителями и включила в него отказ водителей от права на коллективные иски. Изначально истцы намеревались включить в иск всех 160 тыс. человек, когда-либо выполнявших заказы Uber в Калифорнии.
Кроме того, в разбирательстве не смогут участвовать те водители, которые работают на другие транспортные компании, постановил судья. Из-за этого один из водителей, инициировавших иск, может потерять право считаться истцом по нему.
Между тем, как сообщает агентство Bloomberg, во вторник неизвестная отозвала иск к Uber, поданный в январе в суд Сан-Франциско. Женщина утверждала, что заснула в такси Uber в Нью-Дели и была изнасилована водителем. Обвинения в адрес Uber были связаны с недостаточностью проверки водителей и мер безопасности. Индийский водитель был арестован, но Uber не оказала следствию необходимой помощи, утверждалось в иске.
В Мумбае во вторник прошла забастовка тысяч водителей традиционных такси, недовольных растущей популярностью Uber и аналогичных сервисов.
Источник