13 Февраля 2015
Роман Круглов — председатель Межрегионального транспортного профсоюза
На самом деле это не забастовка в прямом смысле слова, так как отсутствуют трудовые отношения между агрегаторами заказов и исполнителями этих самых заказов. Это трехдневный отказ водителей и некоторых компаний-таксопарков от приема и исполнения заказов от тройки крупнейших агрегаторов заказов: Яндекс Такси, Get Taxi и Uber.
Протестные настроения в среде таксистов витали с весны прошлого года. Именно тогда один из лидеров рынка мобильных приложений — Яндекс.Такси — заявил о снижении дневного тарифа на короткие поездки до 199 рублей, одновременно не забыв поднять процентную ставку с исполнителя за принятый заказ с 9 до 12%. Учитывая, что напрямую к системе Яндекса самозанятые предприниматель-водитель такси подключиться не может, водителям приходится пользоваться услугами различных посредников, которые также хотят иметь свою маржу с работы водителя. Таким образом, процентная ставка за каждый выполненный заказ стала иногда достигать 35%. Согласитесь, даже государство не имеет таких аппетитов, собирая с дохода предпринимателей всего 13% — правда, в дополнение к уже отнятым агрегаторами 35%…
Вполне естественно, что существующее положение дел перестало устраивать тех людей, которые в соответствии с многочисленными законами и нормативными актами несут на себе всю финансовую нагрузку и ответственность перед всеми и за всё. Тем более в свете сложившейся непростой экономической ситуации в стране.
Удивительно, но российские власти не спешат вмешиваться в ситуацию. Во всем мире приложения признаны определенным злом и подвергаются контролю или полному запрету со стороны властей. У нас в стране уже четвертый год все застыло на стадии встреч, круглых столов, съездов и банальных разговоров. Представители профессионального сообщества многократно на всех площадках просили, требовали, заявляли о необходимости федеральной власти вмешаться в ситуацию. Обращались и к депутатам Государственной Думы, писали письма президенту страны, премьер министру, но… Воз и ныне там. Ведомства и администрации владеют исключительными навыками «отфутболивания» просителей от такси, а отдельные депутаты Государственной Думы выдают априори вредные и опасные для отрасли проекты. Именно подобное игнорирование логичных требований и привело к той ситуации, которая в любом случае обнаружила бы себя в ближайшее время.
Вернемся к цифрам. На самом деле дефицита в такси столичные пассажиры не испытают. Водители выходят на линию, исполняют заказы своих компаний, берут клиентов «от бордюра». Никто не хочет портить пассажирам столь романтический праздник, как день всех влюбленных. На сегодняшний день нашей организации известно о чуть менее четырех тысячах водителей, поддержавших «забастовку», и большая часть из них сейчас на линии. За несколько последних дней к нам по электронной почте и телефону обратились представители 21 компании — представители московского такси. Их парки насчитывают от 10 до ста и более единиц транспорта. Все они выразили поддержку требованиям забастовочного комитета и заверили в своем участии в «тихой» забастовке. Для того, чтобы воспользоваться их услугами, клиентам достаточно обратиться непосредственно к приложению или прямым телефонным номерам независимых от агрегаторов таксопарков. Крупнейшие таксопарки Москвы — «Новое желтое такси» и такси «956» — изначально не сотрудничали с владельцами приложений и сегодня работают в штатном режиме.
Но в многих центральных СМИ звучат удивительные цифры. Интернет-издания наперебой рассказывают о восьми тысячах человек, которые вообще отказались от работы 13, 14 и 15 февраля. Так же упоминается совсем уж мифическая цифра о целом миллионе (!) водителей в региональных компаниях, которые также планируют отказаться от работы с сетевыми диспетчерскими в своих городах.
Уважаемые коллеги (простите за панибратство, мы конечно же не СМИ)! Занимаясь перепостом новостей, пожалуйста, вдумывайтесь в те цифры, которые фигурируют в первоисточнике! По разным (весьма усредненным) оценочным данным, в отрасли такси по всей стране занято порядка двух с половиной миллионов человек. По всей стране, включая 50 тысяч таксистов Москвы. Миллион человек — это огромная армия людей! Кто посчитал их? Откуда такие сведения? Наш коллега Олег Амосов, на которого ссылаются СМИ в своих материалах, заявил, что не озвучивал подобных данных.
На сегодня мы можем поделиться с вами относительно достоверной* информацией о перечне и количестве регионов, где таксисты приняли решение о необходимости проведения забастовки.
Это города: Волгоград, Самара, Брянск, Пенза, Санкт Петербург(?), Нижний Новгород, Челябинск, Казань, Ульяновск, Ростов на Дону, Улан Удэ, Курган. Люди из этих городов звонили и писали нам, заверяя в поддержке. Питер под вопросом, потому что были звонки из Северной столицы, люди говорили о желании поддержать, но окончательного подтверждения участия не было.
Во всех этих городах, вместе взятых, нет того количества таксистов, о котором говорят СМИ. К тому же стоит учесть и штрейкбрехеров и случайных подработчиков. Здесь максимум можно говорить о цифрах порядка 50-80 тысяч участников, что согласитесь, куда меньше, чем миллион человек.
Наша организация не гонится за дешевым пиаром и не занимается фальсификацией данных во имя популярности. Но и от общения с журналистами мы не отказываемся. Наши контакты есть в открытом доступе, в том числе и на данном сайте. Все вышеприведенные цифры основаны на тех данных, которые были предоставлены нам компаниями такси, водителями такси из Москвы и регионов.
*«Относительно достоверной», потому что подробнее сказать можно только по итогам проведенных мероприятий.
Источник