12 Мая 2017
Моррис Маркин родился 15 июля 1893 года, в городе Смоленск. Бедный еврейский мальчик пошёл работать в возрасте 12 лет, работал он разносчиком товаров в крупном Смоленском магазине, разнося пищевые продукты, текстиль и прочий товар. В возрасте 19 лет он решает иммигрировать в Штаты, куда уже перебрались его двое дядь.
Не зная английского и не имея денег (с собой у него было 1,65 доллара) оказывается он на острове Эллис, через который прошли миллионы иммигрантов. Но, у него нету банальных 25 долларов, что бы его выпустили из лагеря для иммигрантов в Нью-Йорк, их одалживает ему дворник, работающий при иммиграционном департаменте.
Из Большого Яблока он прямиком дует к своему дяде, который живёт в Чикаго ходит объявление, что требуется мальчик на побегушках, знающий русский язык. Так же находит объявление что портной ищет учеников. Моррис идёт к нему, заодно портной учит его торговому делу, но вскоре учитель умирает. Моррису удаётся уговорить вдову продать бизнес портного в кредит, она соглашается. Дела Маркина идут не плохо, появляются деньги, он перетаскивает в Штаты своих семерых братьев и двух сестёр. Вместе с тем он начинает заниматься ростовщичеством.
Первая мировая война приносит ему не плохие деньги, т.к. он шьёт штаны для нужд армии.
В 1921 году некто Ломберг — хозяин кузовостроительной компании берёт в долг 15 000 долларов, что бы погасить свои долги, но этого не хватает и он опять приходит к Маркину брать взаймы, тот отказывает и прибирает фирму к своим рукам, заплатив долги Ломберга. Фирму Joliet переименовывает в Markin Automobile Body.
Вслед за кузовостроительной фирмой он прибирает к рукам обанкротившийся компанию Commonwealth Motors, которая делает автомобили-такси для фирмы Checker Taxi (которая на тот момент не имеет ничего общего с Маркиным), под маркой Mogul. Затем он покупает здание бывшего завода автомобильных шасси у фирмы Handley-Knight и бывший завод по изготовлению кузовов фирмы Дорт из Каламазо, шт. Мичиган.
И 2-го Февраля 1922 года основывает фирму Checker Cab Manufacturing Company в Чикаго, шт. Иллинойс.
В 1923 году переводит бизнес в Каламазо, Мичиган, на площади фирмы Дорт.
Маркин основав автомобильную фирму заранее выстроил политику бизнеса — автопроизводителей много, поэтому мы будет строить только такси.
И он начинает выпускать крепкие автомобили для таксопарков. Такси Чеккер обретают славу автомобиля, который пользуется популярностью у гангстеров перевозящих спиртягу во время сухого закона. Сам же Маркин намерен тратить свои силы не сколько на конструкцию автомобилей, а сколько на инвестиции в сам таксобизнес и скупку конкурентов.
Checker Cab 1923
В 1924-м году он начинает потихоньку скупать акции таксофирмы Чеккер, и в 1937-м году окончательно прибирает её к рукам. В 1929 году у иммигранта из Австрии — Герца (будущий отец прокатной конторы — Hertz) он покупает его фирму Yellow Cab Company. И с 1930 года автомобили Чеккер окрашиваются в знаменитый желтый цвет, с черными шашечками на борту. Затем прибирает к рукам 33% акций Parmalee Transportation Company. Скоро автомобили Чеккер становятся основными автомобилями в парке Нью-Йорка, Питтсбурга, Миннеаполиса и прочих городах. Маркин был хитрым бизнесменом, и он предлагал таксистам покупать автомобили в кредит, что конечно способствовало росту популярности его автомобилей.
В лучшие года фирма Маркина изготавливала до 12000 машин в год, но к 1930 году, когда уже бушевал кризис продажи стали падать, а Маркин все делал капитальные вложения в покупки. В июне 1933 года совет директоров компании решает уменьшить численность директоров компании с 11-ти до 7ми и в ходе перевыборов исключают Маркина из совета. Обиженный Маркин идёт к своему другу Эрлу Корду и предлагает ему выкупить его 60% акций за четверть их номинала, тот соглашается и вследствие этой аферы Маркин возвращается в компанию через 10 дней, уволив всех «бунтовщиков». Председателем компании становится Эрл Корд. Под руководством Корда появляется новая модель Т
Checker Т 1933
В этом автомобиле использовались моторы фирмы Lycoming, которая так же принадлежала Корду. Вообще Чеккер никогда не имел собственных моторов, фирма строила только шасси и кузова.
Checker Y8 1935
В 1935-м появляется 8ми цилиндровая модель Y8 c мотором от Auburn 850 (фирма Оберн так же принадлежала Корду) и модель Игрек6 с мотором от фирмы Континеталь.
В 1936 году Корд и Маркин предстали в суде, где их обвиняли в мошенничестве и манипуляциях с ценными бумагами, их обоих оправдали. Но после этого скандала Корд уходит из компании Чеккер, и Маркин снова становится единоправным хозяином своего детища.
Примерно в это же время фирма Чеккер начинает выпускать трейлеры и кабины для грузовиков фирмы Форд и кузова для фирмы Hudson Motor Company.
В 1940-м году компания строит 3 джипа для тестов военных. Нам этот джип известен, как Willys, но по сути разработал её Бантам. А построил Чеккер, машина носила название BRC40. До сих пор ходят споры, построил ли сам Чеккер этот полноприводник с 4-мя управляемыми колёсами, т.к. машина имела логотипы на решётке радиатора и руле Checker. Или выставили на тесты автомобиль построенный фирмой Бантам установив на него свои логотипы.
Checker BRC N2
табличка Checker найденная на этом внедорожнике
Кстати фирма Чеккер одна из 5-ти мелких независимых автомобильных компаний США, которые выжили в 30-е годы.
Маркин был консервативным человеком, что касалось конструкции автомобилей, т.к. его автомобили имели не большие крылья, в отличие от других фирм, которые к 40-м делали автомобили с объёмным оперением. Но Маркин строил такие автомобили не из-за старомодного вкуса, а ради удешевления ремонта кузовных панелей. Тем не менее например в 1939-м году появилась Модель А, которая имела кузов Ландоле, крыша поднималась сервоприводом, имелся люк на крыше и автоматический звуковой сигнал при включения заднего хода, для информирования пешеходов.
Checker Model A 1939 -1941
В военное время компания занималась изготовлением прицепов, прицепов-бензовозов и прочей нужной для армии продукцией.
После Второй Мировой Маркин возобновляет производство такси.
Checker A6 1953
Не смотря на то, что с 1922 года по 1958 год Маркин не продавал автомобили официально частникам, их можно было купить заказав у фирмы и частному лицу. Но в 1959-м году Маркин решает вывести на рынок и гражданскую версию своего A10 — Superba автомобиль имеет 2 типа кузова — седан и универсал, через 2 года появляется улучшенная и более дорогая версия Marathon. Автомобили отличало от такси более обильное использование хрома. Отличало их обычных автомобилей других фирм — низкий и ровный пол, резиновое покрытие пола.
Checker Superba
Но они не особо идут, в первый год производства было продано всего 1050 Суперба, так что фирма продолжает делать такси.
Кстати интересный факт, что посольство США в Москве в 60е годы купило для себя 2 гражданских Чеккера. Так что Чеккер в 60-е ездил и по Москве. Посол Левеллин Томпсон отмечал, что автомобиль не пригоден для поездок по булыжным дорогам, а так же трудно найти высококачественное топливо для него. Но в достоинствах автомобиля, то, что он может не снимать цилиндр садясь в него. От обычных гражданских Марафонов эту машину отличала серая тканевая обивка в салоне, кондиционер и поднимающаяся перегородка, отделяющая пассажиров от водителя.
В 1964 году власти штата Нью-Йорка начинают расследование против Маркина, обвиняя его в монополии, т.к. он владеет и таксофирмами и таксостроительной фирмой, т.е. заказывает транспорт сам у себя, в ходе этого скандала он продаёт часть фирмы Parmalee за 8 млн долларов.
В те же 60-е растёт объём производства автомобилей, в 1962-м доходит до 8000 в год, частникам поставлено 3000 автомобилей! В 1965 году Чеккер отказывается от старотипных двигателей фирмы Континенталь (рядная 6ка, с нижним расположением клапанов), и в производственной программе остаются только моторы от Chevrolet. К уже имеющемуся V8 5.7, добавляется мотор V6 объёмом в 4.1 л.
Кроме производства такси Чеккер известен, как кузовостроительный производственник, например он делает в этот период кабины и кузова для фирмы Reo. В 1963 году к нему обращается Натан Альтман, который ищет производителя для своего Avanti, но Маркин отказывается, т.к. прямо сказал Альтману, что не хочет выпускать такие страшные автомобили.
Про автомобили немного тоже, я уже упоминал, что в 1961-м году появилась более дорогая версия Суперба — Марафон. От Суперба его отличала более широкая решётка радиатора. В 1963 году появилась удлинённая на 9 дюймов (22см) версия, база стала равняться 129 дюймам, что позволяло работать автомобилю в такси, власти Нью-Йорка еще в 50-е приняли закон, по которому было запрещено работать в такси автомобилям с базой больше 130 дюймов.
На удлинённой базе выпускали и универсалы и седаны. В 1960-е году, когда был бум на мощные автомобили, автомобили Чеккер достигали 300 лошадиных сил.
В 1962-м году появляется модель Аэробус, машина сделана на базе Марафона, но первые автомобили оснащались моторами Крайслер, объёмом в 5.2 л развивающие до 200 сил. База автомобиля была 189 дюймов (4.8 м)
Checker Aerobus
Автомобили выпускались либо с 9-ти дверным кузовом универсал, либо 8ми дверным кузовом седан.
Параллельно выпускалась более короткая версия с базой 154″ или 3.9 м. Но её выпускали не долго — до 1969 года.
А длинная версия, которую называли Аэробус 15 (по количеству пассажиров, которых машина могла взять на борт), выпускалась до 1976 года. Всего было сделано 3568 Аэробусов разных вариантов.
Но вернёмся к Марафону, если в 60-х годах моторы развивали мощность в 300 сил, то в 1975 году, когда на дворе был экономический кризис, плюс ужесточение норм токсичных выхлопов, на машину поставили катализатор и дефорсировали мотор, тот же 5.7 стал развивать всего 108 кВт или 147 сил. В 1980-м году на базовой модели заменили мотор V6 на более современный чуть меньшего объёма, но главной новинкой стало появление дизельного двигателя Олдсмобил объёмом 5.7 л.
Checker Marathon.
В принципе технически содержать Марафоны не сложно, передняя подвеска повторяет таковую от Фордов 1956 года, моторы в большинстве своём от Дженерал Моторс, коробки автомат первоначально были от Борг Уорнер, позже GM Hydramatic.
Что касаемо Морриса Маркина, то 8 июля 1970 он покинул этот мир, и у руля компании встал его сын Давид. Это было трудное время: эмбарго, конструкция автомобилей морально устарело и т.д. Давид ищет инвесторов, что бы обновить модельный ряд и быть как-то на плаву. И находит такого инвестора в 1977м, им оказывается Эд Коул, бывший директор Дженерал Моторс, в его планах покупать новые Фольксвагены с свеже построенного завода Уэстморленд, доставлять их на заводы Чеккера, удлинять кузова, поднимать крыши и таким образом выпускать экономичные автомобили для нужд такси, но этим планам не суждено было осуществиться, т.к. во время перелёта в Каламазо, на завод Чеккер его самолёт разбился и Коул погиб.
В 1981 году был показан прототип Checker Galva II построенный на удлинённом шасси GM X-body, переднеприводная база для ряда моделей концерна Дженерал Моторс (например Chevrolet Citation II
Checker Galva II
Но средств и возможностей не хватает на развитие проекта, а спрос на имеющиеся автомобили падает и Давид Маркин решаешь закрыть автомобильное производство, что и было сделано 12 июля 1982 года.
Фирма продолжила выпускать кузовные панели для других фирм, а так же производить запчасти. Так например грузовые кузова для GMC/Chevrolet делал Чеккер. Она же делала элементы шасси для Кадиллаков. Во время кризиса 2000-х годов, Чеккер как крупный поставщик для GM терпит убытки, доходы компании падают. А Давид Маркин становится жертвой финансиста Берни Мэддофа, в итоге в 2009-м году фирма подает заявление о банкротстве и 14 января 2010 года фирму продают холдингу Jones Group. Которая в свою очередь распродаёт всё имущество находящееся на площади в 72 акра. Давид Маркин говорит, очень жаль, что наша семейная фирма, которой 88 лет, так заканчивает свою деятельность, но к сожалению это стало неизбежным финалом.
Но кэбы Чеккер не сразу пропали с ландшафта городов, и Нью-Йорка в частности, последний Чеккер Марафон, на котором за 20 лет наездил более 1 600 000 км иммигрант из Словении — Йоганн Струна ушёл на пенсию в 1997-м году. Нам же автомобили Чеккер больше известны по голливудским фильмам, и эти автомобили стали для нас таким же символом Штатов, как и Статуя Свободы. И создал этот американский символ простой еврейский мальчик из России.
самый известный водитель кэба Чеккер — Робер Де Ниро
Источник