10 Августа 2015
6 августа – 7 августа 2015 года в Санкт-Петербурге прошел III Международный Евразийский форум «ТАКСИ». Более 600 представителей органов федеральной и региональной власти, коммерческих и некоммерческих организаций России, стран ближнего и дальнего зарубежья собрались на самом знаковом и масштабном событии таксомоторной отрасли для принятия эффективных решений в сфере нормативно-правового регулирования таксомоторной отрасли, повышения качества и безопасности услуг легкового такси. Деловым партнером Форума выступила компания LifePay.
Двухдневное мероприятие получило широкий резонанс в средствах массовой информации. Итогом первого дня форума стало порядка ста публикаций и информационных сюжетов федеральных и региональных СМИ. Главными темами новостного контента стали государственное регулирование таксомоторной деятельности в России и Евразийском пространстве, а также деятельность сервисов заказа такси.
Сегодня таксомоторная отрасль находится на пике своего развития: современные таксопарки, отвечающие последним требованиям безопасности и комфорта; инновационные технологии, обеспечивающие высокий уровень сервиса для пассажиров, водителей и владельцев бизнеса. Тем не менее, таксомоторный бизнес переживает сложные времена, обусловленные влиянием кризисной экономической ситуации, высокой конкуренцией и определенными пробелами в законодательстве. Эти вопросы легли в основу двухдневной дискуссии, внимание к которой приковало десятки федеральных и региональных СМИ.
По словам председателя комитета ГД РФ по транспорту Александра Старовойтова, цивилизованный рынок такси нуждается в понятных и справедливых правилах игры, способствующих взаимодействию таксомоторных компаний, служб заказа такси и служб приложения. При этом Александр Сергеевич подчеркнул, что цену на услугу такси должны устанавливать перевозчики.
Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул акцентировал внимание на внесении поправок в законопроект № 472515-6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По словам замминистра, большинство из них касаются работы диспетчерских служб такси.
К сожалению, рынок такси не спешит легализоваться. Об этом рассказал начальник отдела технического надзора управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Сергей Чипурин. «Борьба с нелегальным извозом ведется. Однако недостаточная четкость определения понятия перевозок легковым такси, отсутствие единообразной судебной практики вызывают вопросы в разграничении составов административных правонарушений в сфере транспорта, дорожного движения и предпринимательской деятельности», — уточнил представитель ГУОБДД.
В частности, проблемным остается вопрос диспетчерских служб, которые не несут ответственности за качество перевозки пассажиров. Дело в том, что в Федеральном законе №69 нет определения понятия «такси». Оно закрепляется лишь в правилах перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Правительства еще в 2009 году, то есть, по сути, в подзаконном правовом акте. Согласно документу, легковое такси — это «транспортное средство, используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования». Именно публичность договора фрахтования отличает легковое такси от нелегального извоза.
Его поддержала заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Ольга Морозова. По данным ФНС, доля нелегальных перевозок фактически осталась прежней. Свое мнение о лицензировании такси высказал заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России Алексей Горлинский. «ФАС России не поддерживает предложение о введении процедуры лицензирования деятельности такси. Существующая в настоящий момент разрешительная процедура в полной мере отражает интересы рынка. Введение лицензирования не сможет решить проблем, связанных с нелегальными таксистами» — подчеркнул Горлинский.
Среди ключевых тем форума – сотрудничество в сфере организации деятельности такси на Евразийском пространстве, оптимизация и развитие таксомоторного бизнеса, законодательство субъектов Российской Федерации в сфере такси, особенности государственного регулирования деятельности такси в агломерациях и крупных мегаполисах, региональные рынки такси в условиях экономического кризиса, тема регулирования тарифов. Общественная экспертно-аналитическая комиссия по вопросам обеспечения качественными сервисами такси Чемпионата мира по футболу FIFA-2018, действующая при АНО «Международный Евразийский форум «ТАКСИ», приняла участие в работе круглого стола. Модератором выступил генеральный директор АНО «Транспортная дирекция Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» Терентий Мещеряков.
Огромный интерес вызвала панельная дискуссия «Таксомоторные компании и службы заказа такси: на пути к диалогу». Конструктивный диалог позволил каждой из сторон высказать свою точку зрения на сложившуюся проблему и подготовить ряд предложений и инициатив, которые войдут в итоговую резолюцию.
«Можно сказать, что сейчас 90% рынка занимают диспетчерские службы. В чистом виде таксопарков уже практически нет, а приложения пока еще не заняли основную часть рынка, но со временем займут. Тем не менее, нельзя следовать интересам только одной стороны. Нельзя забывать, что основа услуги – перемещение пассажира, а этим должны заниматься профессионалы», — считает Сергей Марценюк, председатель координационного совета профессиональных объединений такси.
А вот ФАС России не планирует контролировать цены и сглаживать конфликт. Ведомство не поддерживает установление единых государственных тарифов на услуги такси и считает эту меру вредной для развития рынка таксомоторных перевозок. Компании должны конкурировать между собой по цене и по качеству оказываемых услуг, устанавливая цены самостоятельно. Введение единого государственного тарифа не улучшит качество перевозок, а повлечет ограничения выбора для пассажиров.
Помимо этого, антимонопольная служба не поддерживает предложение о введении процедуры лицензирования деятельности такси. По мнению ФАС, существующая в настоящий момент разрешительная процедура в полной мере отражает интересы рынка. Введение лицензирования не сможет решить проблем, связанных с нелегальными таксистами.
Феликс Маргарян, генеральный директор ООО «Новая транспортная компания», убежден, что рынок таксомоторных перевозок будет меняться, но в худшую сторону. Необходимо осуществлять полный цикл обслуживания, а не зацикливаться на том, как именно заказывать машину: через приложение, диспетчера или напрямую у таксомоторных парков. Важно, чтобы таксисты несли ответственность за перевозку пассажиров. «Никто не проверяет самих водителей: не проводит медицинский осмотр, техосмотр ТС, не смотрит на разрешения. Из этого всего вычленили лишь часть – прием заказов – и просто наживаются на этом. По факту ухудшается сама услуга».
Непосредственно пассажирам это все подают под соусом адекватных цен. Сегодня тарифы стали значительно ниже, чем были еще 5-7 лет назад. Сами представители служб такси объясняют это оптимизацией расходов. Так, например, если раньше машину приходилось ждать по 30-40 минут, а водитель вынужден был проехать несколько десятков километров вхолостую, то сейчас технические инновации позволяют направить заказ ближайшему таксисту, который, в свою очередь, экономит топливо и может увезти пассажира за приемлемую цену.
> Вот только о безопасности пассажира службы такси и приложения, получающие процент от таксиста за предоставление ему заказа, думают в последнюю очередь. Чего только стоят громкие аварии с участием Tesla, принадлежащие известному сервису такси, или ДТП в Ленинградской области, в котором водитель такси и пятеро его пассажиров, из них трое детей 2, 6 и 14 лет, скончались на месте. Подобные случаи происходят в нашей стране, к сожалению, часто. И это говорит о том, что сфера таксомоторных перевозок находится еще только в самом начале пути к цивилизации. Пока же на дорогах правят «бомбилы», спрятавшиеся за полулегальный бизнес.
Сервисы по вызову такси раскрыли модель, к которой ведут российский рынок таксомоторных перевозок. Основная идея — максимальное разделение труда между независимыми компаниями в противовес классическим таксопаркам, которые сами закупают машины, нанимают водителей и принимают звонки от клиентов. Таксопарки критикуют эту модель за несправедливое распределение затрат и рычагов влияния, а также предрекают потерю качества из-за того, что перевозчики выпадают из борьбы за клиента.
Представители сервисов по вызову такси рассказали, как они видят новую модель, к которой движется рынок таксомоторных перевозок в России. На III Международном евразийском форуме такси в Петербурге руководитель сервиса Яндекс.Такси Тигран Худавердян представил будущий рынок как цепочку независимых поставщиков услуг от лизинга машины до связи с клиентом — в противовес классическим таксомоторным паркам, которые объединяют все функции в рамках одной компании.
По мнению Т.Худавердяна, таксомоторный рынок сегодня идет к разделению труда между компаниями. В такой модели услугу по перевозке пассажира оказывает непосредственно водитель, который может быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель с соответствующим разрешением. Компания-таксопарк оказывает водителю услугу по лизингу автомобиля, а также ряд сопутствующих услуг — техобслуживание машины, обязательный по закону предрейсовый медосмотр и техосмотр, размещение рекламы на машине для дополнительного дохода. Сервис по вызову такси, в свою очередь, связывает водителей и пассажиров, а также контролирует, чтобы водитель имел разрешение на перевозку.
Дробление может быть и еще более мелким. Как рассказал директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин, его компания (формально зарегистрированная как оператор связи) отдает на аутсорсинг все полномочия, какие возможно. Например, услуги колл-центра для «Максима» оказывает сторонний поставщик.
Классические таксопарки не хотят мириться со своей ролью в предложенной модели. «Один участник рынка замыкает на себя клиентский поток и управляет другим участником рынка, он может дать или не дать водителю заказ, влиять на его доход», — пояснил одну из причин несогласия председатель координационного совета профессиональных объединений такси Сергей Марценюк.
Действительно, один из слушателей обсуждения привел пример водителя, который из-за конфликта с одним из сервисов не мог получить от него заказ в течение месяца. По мнению С.Марценюка, если таксист пользуется услугами сервиса, сервис должен нести перед ним ответственность за поток клиентов и простои сверх оговоренного времени.
Таксопарки также критикуют сервисы за то, каких водителей те привлекают — вплоть до обвинений в использовании нелегалов. Хотя Яндекс.Такси и GetTaxi заявляют, что проверяют разрешения на перевозку у всех своих водителей, классические таксомоторы полагают, что этого недостаточно. «Разрешение давно стало большой фикцией. Огромное количество людей получило разрешение и закрыло ИП сразу после этого, а множество компаний по фиктивной схеме делают документы всем подряд», — рассказал гендиректор ООО «Городское такси 068» Борис Шокальский. Правда, в ответ на это Т.Худавердян предложил таксопаркам обратить внимание на собственных водителей.
Еще одна проблема — утрата таксопарками собственных брендов. Пассажиру становится неважно, какое именно такси приедет по заказу через мобильное приложение. «Сейчас нет борьбы за заказы, идет борьба между диспетчерскими службами за таксопарки и водителей. В дальнейшем, если ничего не изменится на законодательном уровне, таксопарков с собственным брендом и, соответственно, работой на качество больше не будет», — обрисовала последствия директор некоммерческого партнерства «Таксомоторные перевозчики Сибири» Ирина Зарипова.
И.Зарипова также отметила, что многие таксопарки сегодня вынуждены сдавать часть своих машин в лизинг частникам, просто чтобы получать какой-то доход в условиях жесткой ценовой конкуренции и демпинга со стороны сервисов. Тарифы на перевозки — один из основных камней преткновения между сервисами и таксопарками.
Таксопарки в этом споре напирают на себестоимость перевозки, которая часто выше, чем тарифы сервисов. Они считают несправедливым, что основная доля затрат и рычаги влияния на цены находятся в разных руках. «Мы несем затраты по полному циклу. А конкурируют между собой диспетчерские службы и приложения, и они устанавливают цены», — посетовал гендиректор ООО «Новая транспортная компания» Феликс Маргарян.
Сервисы, в свою очередь, доказывают, что снижают цены обоснованно, и таксопаркам стоит внимательно пересчитать затраты. «Года 3-4 назад каждый таксист ехал на каждый заказ в среднем 30-40 минут. Этот холостой пробег, который оплачивал водитель, составлял 50% стоимости перевозки. Сейчас за счет новых технологий, которые позволяют вызвать ближайшую машину, фактор холостого пробега практически полностью убран», — отметил гендиректор GetTaxi Виталий Крылов.
Часть перечисленных противоречий призван снять готовящийся сейчас проект поправок в федеральное законодательство о такси. Во-первых, он закрепляет особенности агентского договора между сервисами заказа и перевозчиками и, таким образом, должен ввести сервисы в общее правовое поле для участников таксомоторного рынка.
Во-вторых, поправки обязывают службы заказа проверять разрешения у перевозчиков и постоянно следить за тем, являются ли эти разрешения действующими. Для облегчения такого контроля региональных чиновников обяжут публиковать в режиме онлайн реестр выданных и отозванных разрешений на перевозку пассажиров. За отсутствие у перевозчика разрешения служба заказа будет нести административную ответственность — вплоть до приостановки деятельности.
Как сообщил замминистра транспорта РФ Николай Асаул, поправки уже прошли общественные обсуждения и доработку в Минтрансе и могут быть приняты в ходе осенней сессии Госдумы.
Кроме того, некоторые участники рынка предлагают отрегулировать и тарифы. Так, член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова высказалась за установление нижней планки тарифа для всех компаний.
Эта инициатива обсуждается уже давно, и ее отрицательно воспринимает Федеральная антимонопольная служба. «ФАС России не поддерживает установление единых гостарифов на услуги такси и считает эту меру вредной для развития рынка таксомоторных перевозок. Компании должны конкурировать по цене и качеству», — сказал замначальника управления контроля транспорта ФАС Алексей Горлинский. По его мнению, единая цена для всех такси возможна только в отдельных случаях, например, в аэропортах и на вокзалах.
В рамках Форума прошла специализированная выставка, на которой были представлены новейшие образцы таксомоторного оборудования и более 50 таксомоторных автоплатформ. Настоящим подарком стала презентация LADA Largus CNG, работающего на компримированном природном газе. Компании финансового сектора и производители специализированного программного обеспечения продемонстрировали свои продукты для таксомоторной отрасли. Главным сюрпризом для гостей форума стал уникальный ТЕСТ-ДРАЙВ, в котором представлены более 20 автоплатформ ведущих мировых автопроизводителей.
Главным итогом работы Форума станет резолюция с предложениями и рекомендациями участников, которая будет направлена в органы государственной власти Российской Федерации с целью принятия нормативно-правовых актов, способствующих повышению качества и безопасности таксомоторных перевозок.
Сегодня таксомоторная отрасль переживает непростые времена. В этой связи представляется важным объединить усилия на пути к формированию отечественного такси в процветающий, цивилизованный сегмент транспортного рынка, соответствующего высоким стандартам качества и безопасности. Расширение географии участников, повышенная заинтересованность в форуме представителей федеральных и региональных органов власти свидетельствуют об актуальности темы регулирования и развития рынка таксомоторных услуг не только в России, но и на территории Евразийского пространства.
По материалам http://confspb.ru/, http://top.rbc.ru/
и http://110km.ru/spbauto/
Портал taxilife.ru готовит к публикации доклады, обсуждения и фотогалереюс МЕФТ-2015.
Приветствия участникам МЕФТ-2015
Доклад Асаула Н.А.
Доклад Чипурина С.А.
Доклад Горлинского А.И.
Доклад Морозовой О.В.
Доклад С.Е. Швагеруса
Доклад Старовойтова А.С.
Панельная дискуссия «Таксомоторные компании и службы заказа такси: на пути к диалогу»