12 Апреля 2015
10 апреля в Тюмени состоялось Межрегиональное Совещание «Такси 2015» по вопросам законодательного регулирования деятельности такси. Инициатором мероприятия выступил Национальный совет такси, возглавляемый депутатом Государственной Думы Вячеславом Лысаковым.
Надо сказать, что это не единственное мероприятие, проведённое по инициативе НСТ за последнее время.
4 марта подобное совещание проходило в Нальчике, где по задумке организаторов участие во встрече должны были принять представители Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии.
6 марта в Ставрополь приглашали заинтересованных лиц из Ставропольского края, Дагестана, Ингушетии, Чеченской Республики.
11 марта в расписании был Волгоград, пригласивший Волгоградскую, Астраханскую, Саратовскую области и Калмыкию.
7 апреля команда НСТ приехала в Екатеринбург для общения с Республиками Татарстан и Башкортостан, Самарской областью, Пермским краем.
Как видим, гастрольный тур довольно плотный и географически широкий.
В повестке общения одним из пунктов значился «Сбор предложений для обсуждения рабочей группой и внесения на рассмотрение авторам законопроекта № 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».
Надо отметить, что поначалу всё проходило довольно спокойно, но с каждым разом возникало всё больше вопросов и претензий от таксистов к организаторам.
Однако, вернёмся в Тюмень. Этот старинный сибирский город стал завершающей точкой в турне.
Чтобы присутствовать на мероприятии, высказать свою точку зрения и участвовать в обсуждении, необходимо было предварительно зарегистрироваться. Доподлинно известно, что заявку на регистрацию подавали такие организации как Координационный совет профессиональных объединений такси и Межрегиональный транспортный профсоюз, довольно известные в профессиональной среде. Им было отказано по причине «отсутствия свободных мест».
Тем не менее, представитель Координационного совета такси всё-таки приехал в Тюмень в надежде на здравый смысл организаторов, ведь вопросы, поднимаемые на подобных совещаниях, непосредственно касаются жизнедеятельности целой отрасли таксомоторных перевозок, а значит, чем более широко представлены мнения, тем более точно будут выявлены проблемы и появится шанс их избежать.
Но и в личном общении с исполнительным директором НСТ Наталией Лозинской был получен отрицательный ответ.
Ситуацию спас заместитель председателя Тюменской Областной Думы Корепанов Геннадий Семёнович, лично проведя в зал посланца Координационного совета. Не смотря на большое количество присутствующих, место ему всё-таки нашлось.
Открыл совещание Геннадий Семёнович. В своей приветственной речи он сообщил, что находится в курсе проблем таксистов Тюменской области и готов помогать им в наведении порядка в столь непростой ситуации, сложившейся в регионе в последнее время.
На совещании помимо представителей профессионального сообщества присутствовали лица из исполнительной власти, правоохранительных и налоговых органов, УФАС.
Как и ожидалось, камнем преткновения в диалоге опять стал законопроект Лысакова и Москвичёва, принятый Государственной Думой в сентябре прошлого года в первом чтении, не смотря на отрицательный отзыв со стороны Правительства Российской Федерации.
Справедливости ради надо сказать, что к настоящему времени в законопроект внесены поправки, но, к сожалению, по мнению экспертов и части профессионалов, несущие скорее популистические предложения, но не решающие основного требования – чёткого определения термина «Оператор такси», наделения его правами, обязанностями и ответственностью. А ведь именно этого и требуют участники процесса пассажирских перевозок легковыми автомобилями.
Представитель Координационного совета профессиональных объединений такси после своего выступления передал в президиум совещания экспертное заключение о законопроекте, резолюцию Международной Конференции «Современное такси», прошедшей в прошлом году в Новосибирске и пригласил всех на очередное мероприятие, которое состоится в мае этого года в Новосибирске.
По большому счёту, авторами обсуждаемого нормативного документа предлагается вывести подобные организации в область информационных технологий, отстранив их от факта заключения устного договора фрахтования любыми средствами связи со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом, основной организатор и аккумулятор приёма заказов от фрахтователей, так и не входит в структуру такси, продолжая, тем не менее, диктовать правила перевозки, условия ценообразования услуг и одновременно содействуя расширению числа нелегальных таксистов.
Именно эта казуистика и подняла волну недовольства в среде непосредственных исполнителей услуги – водителей и транспортных предприятий. Основным инструментом в конкурентной борьбе между диспетчерскими службами и мобильными приложениями избрана погоня за снижением тарифов и борьба за привлечение клиентов.
Например, в Тюмени, стоимость одного километра в такси достигла уже чрезвычайно низкой отметки – 10 рублей. С этой суммы водитель обязан ещё отдать 10-17% за информационные услуги, умудриться содержать автомобиль в технически исправном состоянии, оплатить ежедневный предрейсовый медицинский и технический осмотры, заплатить налоги, оформить страховку для такси, которая почти в 2 раза выше, чем для обычной машины, да ещё и оставить себе на существование. Про окупаемость амортизационных расходов речь, увы, речь уже и не ведётся. Ситуация напоминает сказку Сергея Михалкова «Жадный Вартан».
Непонятно какими экономическими законами руководствуются диспетчерские службы, назначая подобную стоимость услуги, но факт остаётся фактом – в режиме экономического кризиса, когда все товары и услуги в стране дорожают, работа таксистов обесценивается всё больше и больше.
Водителям приходиться проводить в машине всё больше и больше времени, чтобы обеспечить себя и свои семьи достатком, который хотя бы сравнялся с тем, который был несколько лет назад. Вот так и создаются галеры с шашечками, за веслами которых сидят те, кто пытается выжить в этих не простых условиях.
И это происходит не только в рассматриваемом нами славном городе Тюмени, но и на всех просторах нашей необъятной России. То тут, то там, доведённые до отчаяния таксисты выходят на митинги и забастовки, требуя наведения порядка в сфере их деятельности.
Подобные речи из уст таксистов рефреном проходили сквозь всё совещание.
Не смотря на это, представители НСТ и сетевых диспетчерских служб, коих в зале было не мало, и которые сопутствуют гастролёрам на всех подобных мероприятиях, отметали доводы водителей и упорно гнули свою линию «удобно пассажирам, такси стало доступным для всех слоёв населения и для трудоустройства оставшихся в это смутное время без работы счастливых обладателей автомобилей».
В рядах команды НСТ также зафиксирован некий Алексей Бруй из Челябинска (член федерального совета Всероссийской политической партии "Автомобильная Россия", детища Лысакова), который тоже присутствует на всех мероприятиях, касающихся обсуждения скандального законопроекта. Этот человек, далёкий от работы такси, в своих словах постоянно делает упор на пользу мобильных приложений. Да, они полезны, никто и не спорит. С технологическим прогрессом сложно спорить, так как он облегчает и упрощает нашу коммуникабельность в повседневной жизни. Но почему-то, Алексей избегает разговоров о безопасности перевозок, соблюдении компаниями и водителями норм законодательства.
Более того, исполнительный директор НСТ позволила себе бросить упрёк в сторону коллектива тюменского профсоюза таксистов, который совместно с региональной исполнительной властью проводит реальную регулярную работу в рамках проекта «Стоп нелегал» по изобличению нелегальных предпринимателей, назвав их «псевдопрофсоюзом».
Не вооружённым глазом в зале были заметны личности, которые под видом обычных водителей пытались убедить присутствующих, что всё нормально и они довольны сложившейся ситуацией на рынке. Причём свои речи они произносили по шаблонным бумажкам, заготовленным кем-то заранее, где вместо имени отчества стояли многоточия.
Подобное поведение, по свидетельству очевидцев, происходило и на предыдущих мероприятиях, в том числе и в Ялте.
Для чего это сделано? Кому это выгодно? Почему законопроект Лысакова, отрицательно воспринятый профсообществом, горячо поддерживают диспетчерские службы?
Ответы на эти вопросы должны заинтересовать тех, кто не равнодушен к будущему отрасли такси.
Ни слова на совещании организаторы и их «болельщики» не сказали про безопасность пассажиров и водителей, зато гипнотически уверяли, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» и предлагали универсальную таблетку от поразившей отрасль чумы – саморегулирование. Именно оно, по замыслу организаторов этой афёры, должно раз и навсегда решить накопившиеся проблемы.
Учитывая, что из состава НСТ ещё в прошлом году громко и массово вышли региональные общественные организации, проповедующие соблюдение всех норм транспортного и налогового законодательства, а к оставшимся представителям диспетчерских служб пришло пополнение, легко можно представить, что именно стоит в планах подобной саморегуляции.
Незадолго до окончания мероприятия, модератор совещания госпожа Лозинская дала слово очередному «ряженному». После набившей оскомину всем присутствующим тирады «Я (имярек), уже полтора года являюсь индивидуальным предпринимателем, работаю в одной из известных всем организации такси. Очень доволен тарифами и с удовольствием еду на заказы, а вы стойте и ждите когда будут дорогие заказы …», нервы у тюменских таксистов не выдержали. Они бурно выразили своё возмущение.
Кроме этого, они сорвали с себя рубахи, под которыми оказались майки с надписями «Стоп нелегал» и «Хватит разваливать такси!» с перечёркнутым изображением автора обсуждаемого законопроекта. В зал внесли стопку листовок и раздали всем участникам совещания.
Но и это ещё не было финальным завершением ответа тюменских таксистов на попытки организаторов создать широкомасштабную видимость поддержки со стороны профессионального сообщества.
На улице перед зданием, где проводилось совещание, все выходящие увидели стоящий автомобиль такси, на который был водружён чёрный гроб с надписью «Легальное такси» и более двух десятков водителей, одетых в белые майки с надписями, которые все уже увидели в зале.
В последующем колонна из нескольких автомобилей с атрибутикой такси, возглавляемая «катафалком» колесила по улицам города и привлекала внимание общественности.
Вот такой категорический ответ дали тюменские таксисты на попытки Национального совета такси и депутата Лысакова одурачить всю страну и дать «зелёную улицу» распоясавшимся в своей безнаказанности сетевикам и мобильным приложениям.
Репортаж из Тюмени и личные мысли по этому поводу озвучил Олег Бекетов