7 Декабря 2016
Дешевизна поездок не дает компании Uber сформировать хоть сколько-то адекватную бизнес-модель на длительную перспективу.
Будем честны, компания Uber обогнала традиционное такси по всему миру не потому, что их сервис намного удобнее и разнообразнее, а реклама —креативнее. Эти факторы сыграли свою роль, но все же больше всего люди по всему миру ценят Uber за то, что поездки при помощи приложения оказываются намного дешевле, чем в обычном такси. Новое исследование Naked Capitalism показывает, что дешевизна дается компании совсем не просто: за год Uber прожигает сотни миллионов долларов, полученных от инвесторов, чтобы сохранять свой тотальный контроль над потребителем. Financial Times разбирается в рискованной стратегии компании и выясняет, когда клиентам Uber придется платить за поездки полную сумму.
Анализ экспертов Naked Capitalism Хьберта Хорана и Айвса Смита основывается на данных, которые сам Uber не без длительных сомнений сделал публичными. Согласно этим данным, за отчетный год, который завершился в сентябре 2015 года, компания потеряла $2 миллиарда при доходе в $1,4 миллиарда. Таким образом, чистая прибыль компании, которая считается одной из самых успешных в мире, составила -143%. На данный момент Uber полностью полагается на субсидию в $2 миллиарда, которая была выделена из суммы в $13 миллиардов, предоставленных Uber инвесторами.
Все эти деньги были направлены на то, чтобы сделать сервис Uber максимально дешевым для потребителя. По подсчетам аналитиков, за данный отчетный год клиенты Uber платили за каждую поездку лишь 41% от ее реальной стоимости. Конкурентам Uber приходится полностью полагаться на финансы, которые они получают от своих пассажиров, и именно поэтому компания, в которую были вложены миллиарды долларов инвестиций, так легко обставляла их во всех странах, где становился доступен сервис Uber.
Компании Кремниевой долины уже давно оправдывают подобные массивные субсидии тем, что они открывают возможность для монопольного роста и развития экосистемы компании. Однако подобная стратегия уже неоднократно приводила к тому, что компании так и не могли создать эффективную бизнес-модель на длительную перспективу, даже когда они достигали монопольного контроля над рынком. Люди пользуются Uber пока цены компании значительно ниже, чем у других таксистов, но как только цены поднимутся до своей реальной величины, значительная доля клиентов компании без труда вернется к общедоступным альтернативам — другим такси, общественному транспорту и собственным ногам.
Хоран отмечает, что “стремительный рост Uber не демонстрирует никаких признаков улучшения финансовой ситуации компании, которое обычно наступает, когда успешные технологические стартапы дорастают до прибыльности”. С 2012 года прибыль компании стабильно уходила в минус дальше 100%, и абсолютные потери Uber также значительно растут год от года. Компания попала в замкнутый круг, в котором она не может стать прибыльной при текущих ценах, но и не может значительно поднять цены и сохранить свою колоссальную аудиторию.
Внешние признаки указывают на то, что Uber в курсе этой ситуации и не полагается на монополизацию рынка транспортации как на единственный возможный выход. В последние годы Uber значительно диверсифицировал свои услуги: большой популярностью сегодня пользуется опция совместной поездки, которая по сути превращает Uber из такси в удобной сервис маршрутки по вызову. Эта опция приносит Uber куда более стабильный доход, чем его основной бизнес, однако подавляющему большинству водителей она, напротив, нравится куда меньше, что создает новые проблемы для стартапа.
Как и любая крупная компания, Uber старается направлять своих клиентов в правильном направлении при помощи развернутого портфолио скидок, специальных предложений и акций. К примеру, стартап сегодня работает над улучшением эффективности маршрутов, предлагая клиентам скидку за вызов такси в “оптимальные точки подбора”. Компания также пробует такие инновационные направления как доставка еды UberEats и готовится в ближайшем будущем перевести значительную часть своего парка на самоуправляемые авто. Однако все эти опции по-прежнему способствуют лишь росту популярности Uber и никак в значительной мере не исправляют экономическую ситуацию компании. Вопрос заключается в том, удастся ли Uber найти выход из положения, который не предусматривает резкого повышения цен для клиентов. Если такое решение не будет найдено, компании скорее всего придется распрощаться не только с монополией, но и с лидерством на рынке.
Источник