К чему приведут скандалы в гиг-экономике?

Горячо! Таксисты Нью-Йорка снялись для календаря в откровенных позах
21.12.2017
Didi и Uber: гонка за первенство по всему миру
21.12.2017
К чему приведут скандалы в гиг-экономике?

15 Октября 2017


Портал TaxiLife перевёл и публикует авторскую статью одного из самых уважаемых финансовых журналистов и комментаторов Великобритании Хамиша МакРэя (Hamish McRae), ассоциированного редактора Independent, лучшего журналиста Британской прессы 2006 года в номинации бизнес и финансы.


Поезда, автомобили, самолеты, телекоммуникации, все эти когда-то новые технологии прошли один и тот же путь — взрывной рост, затем регулирование и контроль.


Совершенно неожиданно высокотехнологичные гиганты США оказываются на заднем плане экономики, по крайней мере, на европейских рынках. Еще не законченная борьба между Uber и властями Лондона является одним из самых ярких примеров того, что многие считают эту практику социально сомнительной. Но это лишь один из множества примеров.


Условия труда в распределительных центрах Amazon, контроль конфиденциальности, использование международных налоговых лазеек и другие вопросы сейчас на прицеле у властей многих государств.


Лозунг «Не будь злым» был введен как ​​корпоративная цель Google около 15 лет назад. Сейчас нельзя сказать, что многие люди думают о Google как о зле. Скорее всего, как о разумной, «доброкачественной опухоли», почти монополии. Но многие вещи, которые делает эта корпорация, например, манипуляции результатами поиска, кажутся достаточно спорной   практикой.


Так что же происходит? Есть несколько фундаментальных причин, поэтому давайте попробуем их проанализировать.


Во-первых, существует проблема условий труда. Вероятно, это самое существенное обвинение против Uber. Если бы условия труда для водителей были бы более социальными, то к Uber не было бы претензий и исков в сфере признания водителей работниками, а не самозанятыми предпринимателями. Да, тарифы будут немного выше, обучение и допуск к работе водителей немного дольше, но ведь и доходы водителей должны быть больше. Было бы трудно обвинять Uber в недобросовестной конкуренции, да и большинство пользователей были бы рады платить немного больше, если это, конечно, немного.


Но, такие же обвинения получает и Amazon. В частности, то, что интересы потребителя (быстрое, дешевое, эффективное обслуживание) в приоритете корпорации и подчас в ущерб интересов работников. Но у Amazon гораздо меньше проблем с условиями труда, так как нет такого же агрессивного отношения Uber к социальным и трудовым гарантиям.


Второй вопрос — это налогообложение. Одним из побочных эффектов Европейского Союза (ЕС) является появление корпоративных налоговых гаваней. Люксембург и Ирландия умело эксплуатируют лазейки законодательства ЕС, чтобы  превратится в налоговые базы для американских компаний в Европе.


Недавно я купил книгу на Amazon, и в электронном письме мне сообщили, что мой заказ поступает из офиса в Люксембурге. Я очень сомневаюсь, что книга едет ко мне из Люксембурга, но именно там будет показана прибыль.


ЕС вызвал Ирландию в суд за отказ от взыскания с Apple более $15 млрд. в виде уплаты европейских налогов. По экспертным оценкам, Google, который для целей налогообложения зарегистрирован в Ирландии, за период с 2013 по 2015 год выплатил Евросоюзу менее одного процента своих европейских доходов в виде налогов.


Неудивительно, что ЕС пытается справиться с этим, и мы все хотим увидеть, чем все это закончится. С моральной точки зрения все ясно — некоторые налоговые механизмы искусственно и изобретательно направлены на уход от налогов. А вот как это будет трактоваться законами – это совсем другое дело.


В-третьих, это вопрос конфиденциальности личных данных. Одна из трудностей здесь заключается в том, что Европа и США имеют разные социальные взгляды на неприкосновенность частной жизни. Например, американцы, которые приезжают в Великобританию, поражаются количеством камер, наблюдающих за каждым движением британцев. Такой надзор никогда не будет социально приемлемым в США. С другой стороны, европейцы обеспокоены тем, насколько компании, такие как Google и Facebook, отслеживают мысли и действия граждан. Американцы в отличие от них, похоже, не заботятся о таких вещах, они счастливы отдавать информацию о себе в обмен на бесплатные или почти бесплатные услуги.


Существует еще один аспект в вопросе стандартов конфиденциальности использования личных данных. Конечно, снова отличается Китай, который совсем скоро станет крупнейшей в мире экономикой, способной оказывать свое влияние на наши собственные западные стандарты.


Все эти проблемы – это новые вызовы. iPhone был выпущен в 2007 году. Первый смартфон на Андроиде, появился на рынке в 2008 году. Телефоны узнали о нас все — кто мы, где мы, как мы выглядим, чем мы интересуемся, где мы побывали, куда мы едем на такси, сколько мы заплатили за наш обед.


Первой естественной реакцией всех, или почти всех, было приветствовать это. Никто не заставлял нас обзавестись смартфоном, зарегистрироваться на Facebook, купить книгу на Amazon, или заказать такси через Uber. Это наш добровольный выбор. И только сейчас, спустя десятилетие или около того, у нас появляется осознание стремления упорядочивания действий корпораций гиг-экономики, путем воздействия на различные национальные правительства, как группами давления, так и через избирательное право. Китайцы, кстати, двигаются в этом направлении наиболее стремительно.


Итак, что мы видим сейчас — это естественная реакция на что-то совершенно новое … но, которое началось раньше, и к которому уже успели привыкнуть. Поезда, автомобили, самолеты, телекоммуникации – все эти когда-то новые технологии прошли один и тот же путь — взрывной рост, затем регулирование и контроль. Это процесс обучения для поставщиков услуг, а также регуляторов, и ошибки вместе с перегибами неизбежны. Поскольку все эти новые технологии и приложения были впервые внедрены в Америке, а на самом деле в западной части США, то именно американские компании оказались под пристальным вниманием. Ожидайте, что напряженность в отношениях с регуляторами будет только возрастать.


Но вот прогноз — каков бы ни был результат противостояния с транспортными властями, через год Uber будет работать в Лондоне. Лондонцам нужна услуга, а потребители в итоге обычно выигрывают.


Перевод TaxiLife