20 Декабря 2017
Как сообщает New York Times, в среду Uber проиграл крупнейшую юридическую битву, после того, как Высший суд Европейского союза заявил, что данное приложение должно соответствовать жестким правилам, регулирующим деятельность традиционных компаний такси. Данный факт является серьезным препятствием для продолжения работы компании, которая и до этого регулярно сталкивалась со скандалами.
Решение Европейского суда о том, что Uber является транспортной компанией, а не онлайн-платформой, которая просто связывает пассажиров с водителями, может помешать планам Uber расширяться в регионе за счет того, что он не платит дорогостоящие лицензионные сборы и вознаграждения работникам.
Uber придется начать относиться к водителям не как к независимым работникам, использующим приложения на смартфонах и не связанным с компанией трудовыми отношениями, а как к традиционным таксистам-сотрудникам.
Знаменательное постановление, скорее всего, сильно встряхнет туманно отрегулированный мир гигантской экономики, в которой постоянно растущее количество рабочей силы работает как фрилансеры или по краткосрочным контрактам, но никак не на постоянных рабочих местах.
Политики во всем мире мучились вопросами, каким образом формировать трудовые нормы для нового стиля работы, поскольку быстро меняющиеся бизнес-модели стремительно опережают правила, которые десятилетиями были сформулированы вокруг традиционных рабочих мест. Законодательство во многих странах отстает от растущих тенденций в нетипичных способах работы, которые компании используют для сокращения своих издержек.
Неопределенность вызвала волну судебных разбирательств, в результате чего суды разных стран создали лоскутное одеяло правил.
«Это нормально, что власти не знают, что с этим делать — они не могут просто создавать правила в любой момент, когда кто-то претендует на работу с новой бизнес-моделью», — говорит Валерио Де Стефано, профессор права в бельгийском Университете Лёвена. «Данный судебный процесс заставит власти лучше понимать, какова реальность работы в экономике интернет-платформ».
Компания Uber столкнулась со множеством судебных процессов или сама возбудила судебные иски в ряде стран Европейского союза и Северной Америки, которые включают в себя претензии по нарушению справедливой конкуренции и трудовые споры.
Дело в Европейском суде было возбуждено по жалобе, поданной Ассоциацией таксистов, базирующейся в испанской Барселоне. Ассоциация утверждала, что нечестным является тот факт, что Uber не обязан придерживаться тех же правил, которые соблюдают они во время работы в городе.
В своём решении суд постановил, что Uber, который через приложение для смартфонов соединяет водителей с пассажирами для обслуживания на коммерческой основе, «должен рассматриваться как транспортная служба». В 28 странах-членах Европейского блока должны будут прописаны правила, на основании которых подобные услуги должны предоставляться», — добавил суд.
Решение принято в трудное для Uber время. Её новый исполнительный директор, Дара Хосровшахи, заявил , что он хочет изменить общественную политику компании до 2019 года, так как она длительное время была в центре внимания, в основном по негативным причинам, в том числе из-за обвинений в сексуальных домогательствах на рабочих местах, лишения возможности работать в Лондоне. Только на прошлой неделе судебные документы подтвердили, что федеральные власти Соединенных Штатов проводят по крайней мере одно уголовное расследование в отношении компании.
Это судебное решение стало первым, которое влияет на деятельность Uber по целому региону. В официальном заявлении компании говорится, что она уже сейчас действует в соответствии с транспортным законодательством большинства европейских стран, в которых она ведет бизнес, и это решение мало повлияет на продолжение её работы. Так же добавляется, что Uber будет продолжать диалог с городами Европы, где предоставляет свои услуги.
Это решение может стать эталоном для стран, которые стремятся регулировать более широкую сферу независимой работы. К примеру, по данным Глобального института McKinsey, в Соединенных Штатах и Европе до 30 процентов населения трудоспособного возраста.
Однако, некоторые эксперты опасаются, что такая группа работников вскоре может стать подклассом.
24-летний Мохаан Бисвас, студент, получивший степень магистра по информационным технологиям в Лондоне, потерпел в этом году неудачу в суде. Он развозил на скутере пищу от компании Deliveroo и его сбил автомобиль.
Во время лечения и реабилитации ему не был предоставлен отпуск по болезни, и его страховка не смогла покрыть расходы на ремонт скутера. Чтобы заработать деньги на возникшие расходы, он снова начал работать на Deliveroo, на этот раз на велосипеде, и время от времени сотрудничал с Uber. Чтобы свести концы с концами, он вынужден был работать большое количество часов.
«Вы попадаете в ловушку такого цикла», — рассказывает г-н Бисвас. Самый большой шок, добавляет он, состоял в том, когда «осознаёшь, что вы находитесь в руках других людей, которым в конечном итоге просто все равно до ваших проблем: им все равно, до тех пор, пока вы не вернетесь в их механизм, как обычный винтик».
Для разработчиков политики задача состоит в том, чтобы установить правильный баланс между навязыванием защиты труда и пониманием групп предприятий о том, что более жесткое регулирование увеличит затраты и помешает появлению инноваций.
По данным Европейской комиссии, доходы от совместного использования бизнеса в регионе достигли в 2015 году 28 миллиардов евро или 33 миллиарда долларов.
Но такие цифры могут скрывать неустойчивую сторону нетипичной работы. В Испании, например, правительство сообщило, что в прошлом году было заключено 18 миллионов временных контрактов по сравнению с созданием 1,7 миллионов долгосрочных рабочих мест.
«Финансовый кризис уничтожил множество постоянных и стабильных рабочих мест, чем перекосил статистику. Со стороны кажется, что у нас теперь рекордная занятость», — говорит Джереми Кой, специалист по трудовым вопросам в юридической фирме Russell-Cooke, которая находится в Лондоне. «Люди вынуждены получать эту работу, потому что это единственная доступная для них работа».
Сейчас предпринимаются колоссальные усилия по модернизации действующих правил. Британский обзор «современных методов работы», опубликованный в июле 201 года, призывает к изменениям, таким, как переклассификация работников компаний гигантов в качестве «зависимых подрядчиков», которые будут иметь право на пособия и социальное обеспечение. Европейская комиссия также поддерживает предложения по борьбе со снижением стандартов, применяемых к лицам с ультра-гибким рабочим графиком и не имеющих регулярных окладов.
Некоторые компании самостоятельно ввели изменения в своей деятельности. В Швеции, например, конкурент Uber под названием Bzzt, которая является транспортной службой на основе приложений, привлекает к сотрудничеству водителей, имеющих регулярные контракты с социальным обеспечением, медицинским страхованием и другими льготами.
«Нам нет необходимости использовать труд собственных сотрудников, для того, чтобы быть прибыльными», — сказал Свен Вольф, исполнительный директор Bzzt.
Из-за отсутствия четких правил, работники в свободном мире фриланса обращаются к профсоюзам, чтобы те помогли им вырвать уступки от компаний, которые выросли на фоне привлечения гибкой рабочей силы.
Водители Foodora (это берлинская компания по доставке продуктов питания в Интернете, которая предлагает питание из более чем 9 000 выбранных ресторанов в 10 странах мира, с операциями в Европе и Азии) создали в этом году рабочий совет в Австрии. Краудсорсинговые платформы в Германии недавно совместно подписали кодекс поведения с IG Metall, крупнейшим профсоюзом страны.
Магс Дьюхерст, бывшая студентка университета архитектуры в Лондоне, сказала, что она вынуждена вступить в профсоюз после того, как стала самозанятым курьером в CitySprint (британская сеть доставки).
Когда компания не предоставляла ей отпускную зарплату, она пригласила представителей CitySprint в профсоюзный трибунал и в результате получила 200 фунтов стерлингов компенсации, или 270 долларов США. Но сама битва стоила дороже, чем величина выплат: она пыталась сопровождать иск, в то время как проезжала на велосипеде по 50 миль в день, для того, чтобы заработать свою базовую зарплату. И это для неё было изнурительно.
«Если правительства растеряны, то я им советую самим устроиться на неделю на работу в качестве водителя фургона или на велосипеде в курьерскую компанию», — иронизирует г-жа Дьюхерст. «Тогда они точно поймут, что им необходимо делать», — добавила она.
Перевод TaxiLife