4 Июля 2017
Согласно официальным данным Национального института статистики по состоянию на лето 2016 года всего в Испании было выдано 70 223 лицензий такси. По актуальным данным компании Uber в Королевстве приходится по одному такси на каждые 670 человек населения.
Лидирующие позиции по количеству такси ожидаемо занимает Мадрид (16 073) и Барселона (11 774), затем идут значительно уступающие им провинции Андалусии: Малага (2881) и Севилья (2550). В то же время на всю огромную Кастилию-Ла-Манчу приходится всего 1239 лицензий, а в Ла-Риохе к вашим услугам – 173 таксиста.
Настолько избыточное количество существующих разрешений на такси привело к тому, что многие муниципалитеты прекратили выдачу новых лицензий, и приобрести таковую возможно только у предыдущих собственников. Цена колеблется в пределах от 20 тысяч евро в регионах до 175 тысяч евро в Мадриде.
В соответствии с общенациональным трудовым соглашением таксистов от 3 июля 2014 года под услугами такси понимается перевозка пассажиров транспортом вместимостью до девяти мест, а компетенция по регулированию этой сферы принадлежит автономным сообществам (Национальный регламент такси от 16.03.1979). Таким образом, местные законодательные собрания автономных сообществ устанавливают для своей территории как порядок получения лицензии такси, так и требования к таксистам и их автомобилям, тарифную сетку оплаты, тематику экзаменов и т.п.
Несмотря на региональные различия, порядок получения лицензии такси и требования к соответствующей деятельности в Испании во многом являются общими и выглядят следующим образом.
1. Будущий таксист должен:
Важно: вплоть до 2016 года требовалось дополнительно водительское удостоверение BTP, которое давало исключительное право на управление машинами скорой помощи и пожарными машинами, школьными автобусами и такси. Под давлением Евросоюза (Директива 2014/85/UE) данную норму упразднили с 1 января 2016 года, т.к. Испания являлась единственным членом ЕС, выдвигавшим «излишние» требования.
2. Сдача профессионального экзамена в мэрии. В Мадриде, например, это 125 вопросов теста (с 4 вариантами ответа), разделенные на шесть основных блоков: общие темы, ориентирование на местности, определение оптимального маршрута, основные места и достопримечательности, законодательство и тарифы.
3. Оформление лицензии такси. На сегодня в больших городах это возможно лишь путем приобретения уже существующей лицензии у предыдущего собственника. В случае оформления лицензии непосредственно в мэрии следует заполнить формы заявлений с уплатой небольших сумм государственной пошлины.
4. Постановка на учет в налоговой инспекции (modelo 05).
5. Оформление страховки на вид деятельности.
Лицензии выдаются бессрочно. В настоящее время действует правило «один заявитель – одна лицензия», призванное побороть несправедливую ситуацию в прошлом, когда в руках одного человека (titular) оказывалось несколько лицензий, и он ожидаемо занимался не личным извозом, а организацией масштабных перевозок с водителями на зарплате.
Каждый таксист обязан иметь два выходных дня в неделю (días de libranza), один из которых всегда выпадает на субботу или воскресенье (с 6:00 до 5:00 следующего дня), а другой – приходится на один из будних дней. Поскольку понедельник исторически считается наименее прибыльным днем для таксистов, то лицензии, которые имеют выходным именно понедельник, стоят дороже.
В какой из выходных дней нельзя выходить на рейс, определяется в зависимости от цифры, на которую заканчивается номер лицензии (четные цифры – в субботу, нечетные – в воскресенье). Традиционно нерабочим (правда, только наполовину) считается август: владельцы лицензий с четными цифрами отдыхают с 1 по 16 августа, с нечетными – с 17 по 31-е.
Вышеуказанные требования по обязательным дням отдыха не распространяются на «евротакси» – специальные автомобили, оборудованные подъемниками для перевозки лиц с ограниченными возможностями. Они могут работать всю неделю без перерывов, что ощутимо сказывается на стоимости таких лицензий.
Особые требования выдвигаются и к прохождению автомобилями такси технического осмотра (ITV): первые пять лет своей жизни автомобиль должен проходить ТО ежегодно, а последующие пять – каждые полгода. Через 10 лет эксплуатации автомобиль должен быть заменен, поскольку использование в качестве такси автомобилей десятилетнего возраста и больше запрещается.
Государственное законодательство наделяет таксистов весьма обширными трудовыми правами, а региональные нормативы гарантируют определенный уровень комфорта для пассажиров.
Так, по положениям общенационального трудового соглашения таксистов их обычный рабочий график составляет повсеместные 40 часов в неделю, а оплата работы в ночное время (с 22:00 до 6:00) производится с 25% надбавкой (ст. 31). Каждому таксисту полагается оплачиваемый отпуск в 31 календарный день (ст. 23), при этом не менее его половины нужно использовать в «горячий сезон» с 15 июля по 15 сентября. Таксист имеет право даже на оплачиваемые 18 дней отпуска в случае своего бракосочетания.
В свою очередь, таксисты всегда должны выглядеть презентабельно (закрытая обувь и длинные брюки обязательны), температура в салоне и уровень громкости музыки должны регулироваться по просьбе пассажира, обязательно наличие сдачи в сумме 20 евро. Пассажир имеет право самостоятельно выбирать маршрут следования, и очень приветствуется (хотя еще не обязательна) оплата поездки банковской карточкой.
Источник