Тюменские таксисты объединились, чтобы отстаивать свои права

Проект обращения Межрегионального транспортного профсоюза к Высшим должностным лицам страны
21.12.2017
Таксистов-нелегалов в Тюмени призовут к ответу
21.12.2017
Тюменские таксисты объединились, чтобы отстаивать свои права

25 Февраля 2015

Отношения тюменских таксистов с диспетчерскими службами (ДС) всегда складывались непросто, но начавшийся кризис в стране, подскочившие цены, усугубившаяся конкуренция, увеличение числа желающих подработать извозом (и в большинстве случаев нелегально) только усугубили ситуацию. Последней каплей, переполнившей чашу терпения водителей стали, по их словам, демпинговые войны между ДС. В погоне за привлечением клиентов диспетчерские службы стали предоставлять скидки до 30%, причем за счет таксистов.

Месяц назад таксисты Тюмени решили бороться за свои права. Был создан профсоюз, в который вступили уже порядка полсотни водителей..Заместитель председателя вновь созданной организации Сергей Иванов дал эксклюзивной интервью порталу Tumix.ru. В условиях непростой ситуации один из лидеров профсоюзного движения таксистов областной столицы попросил изменить фамилию и дал интервью на условиях анонимности.

— Как кризис отразился на работе такси в Тюмени?

— Количество заказов сократилось в разы. Если раньше в час поступало 2-4 заказа, то сейчас 1-2. Резко выросло количество нелегальных «таксистов». В кризис многие хотят подработать, при этом не хотят ни получать лицензию, ни заморачиваться с налогами и т.д. Бывает, что в выходной день на линию выходит до тысячи водителей! А заказов – единицы. Я сам с большим стажем работы в такси. Раньше за день мог заработать чистыми до 3 тысяч (это уже без процента ДС, бензина и других расходов). А сейчас если в день заработаю «грязными» 2,5 тысячи – это уже считается хорошо.

— Нелегальные таксисты создают добросовестным водителям такси большие проблемы?  

— Они создают проблемы не только нам. Я таксист, а вот, например, подработчик Иванов – нет. Я плачу налоги, прохожу перед выездом на линию медика и механика, я прохожу технический осмотр своего ТС каждые полгода, я делаю страховку ОСАГО на автомобиль для такси стоимостью почти в 2 раза выше обычной. А что делает Иванов? Он занимается незаконной предпринимательской деятельностью. Бюджет нашего государства не досчитывается миллионов рублей из-за того, что люди не хотят соблюдать 69 закон. По неофициальной статистике, сейчас в  Тюмени насчитывается около 18 тысяч таксистов, а разрешений на извоз выдано чуть более 2200. Таксисты платят единоразовую госпошлину за получение лицензии на 5 лет в размере 2060 рублей. Вот и считайте сколько наш бюджет недополучает денег, которые могли бы пойти на то же строительство дорог.  А взносы с ИП в Пенсионный фонд составляют 25 тысяч рублей. Там суммы получаются еще больше.  Это, конечно, грубые подсчеты, но даже если половина или треть нелегалов будут легализованы, то насколько выиграет бюджет.

— От нелегальных таксистов, наверное, страдают и клиенты?

— В первую очередь!  У большинства таксистов нет договора на подрядную деятельность, а только информационную. Это значит, что он не отвечает за пассажира вообще и его безопасность. Сколько таксистов в Тюмени имеют лицензию на деятельность – всего 2200.  А кого напринимали Диспетчерские службы? Вы уверены, что Вас отвезут именно в нужный адрес, а не в лес? Вы уверены, что вчерашний житель аула знает Правила дорожного движения? Он даже в навигатор адрес забить не может,  потому что русский язык не знает! Вы думаете, вы сможете спросить с него, если попадёте в аварию по его вине? Страховка его этого не предусматривает, а наша — да. Впрочем, вы его и не найдёте. Уже через полчаса он будет в поезде на родину. Мы несем расходы, нелегалы — нет. Кстати, отчитаться за потраченные деньги за проезд в такси, заказав нелегала, вы не сможете – у него попросту нет ни чеков, ни квитанций, чтобы выдать вам. Поэтому мы рекомендуем пассажирам заказывать машины с пометкой квитанция ИП или разрешение на перевозку.

— А как простому клиенту такси распознать нелегала?

— Самый главный отличительный признак – это шашечки. Нелегальный таксист просто побоится их без разрешения установить на машину, потому что его в любой момент может остановить инспектор ГИБДД и проверить документы. А штраф за это предусмотрен – 5 тысяч рублей. Ну и потом, клиент всегда может попросить у водителя лицензию, чек.

— А что за история со скидками от ДС? 

— Диспетчерские службы с начала этого года стали делать очень огромные, неоправданные скидки до 20-30 %. Причем делают это они за счет водителей. Бывает, что приезжаешь на заказ, и уже там выясняется, что клиента надо везти по двум адресам (а стоимость заявлена как по одному адресу). Опытные таксисты уже вычисляют скидку или дешевый заказ. Мы, конечно, понимаем, что и клиенты не виноваты. Это исключительно вина ДС, которые ведут нечестную игру. У них там свои демпинговые войны друг с другом, а крайними становимся мы.

— Недавно прошла трехдневная Всероссийская акция протеста таксистов. Почему тюменские водители не поддержали ее?

—  Мы поддержали данную акцию, но в другом формате. Протест таксистов по всей стране был связан с введением приложения для заказа такси «Яндекс.Такси», Uber и GetTaxi, которые необоснованно повышают комиссии для водителей. В основном данные программы используются в центральных регионах нашей страны. Заходя на российский рынок, данные приложения, действительно, обрушили рынок такси. Используя данные программы, теряет свою функцию Федеральный закон № 69 о такси. Так как данными приложениями могут пользоваться не только легальные перевозчики, но и нелегальные «таксисты». По поводу комиссии — она огромная и цены в ряде городов упали ниже плинтуса. В Тюменской области пока такие приложения не работают, но по слухам одна из таких компаний хочет зайти и на тюменский рынок. Мы постараемся сделать все возможное, чтобы их деятельность на территории нашего региона была не долгой. И в этом кстати, стратегически заинтересованы все без исключения диспетчерские службы Тюмени.  

— Вместо акций протеста как вы собираетесь отстаивать свои права?

— Мы живем в цивилизованном государстве и хотим для начала начать мирный диалог с ДС. Месяц назад мы создали профсоюз. Ежедневно в наши ряды принимаем около 5 легальных таксистов. Мы активно расширяем количество вступивших, принимаем только профессионалов, знающих город, разговаривающих по-русски, живущих в Тюмени не меньше 3 лет, имеющих опыт и ИП с разрешением.

Существующая ситуация – это жесткая система, рассчитанная на то, что таксисты будут молчать. Но диспетчерские службы знают, и мы знаем, что внесены и рассматриваются поправки в ФЗ, устанавливающие ответственность ДС за передачу заказов нелегальным перевозчикам.  Это рано или поздно произойдёт, несмотря на лобби. И тогда ситуация изменится кардинально – ДС, у которой больше всего легальных таксистов, останется на рынке. У остальных начнутся непростые отношения с контролирующими структурами — ОБЭП, налоговая,  прокуратура,  комитетом по транспорту.

Уже сейчас ДС прикармливают легальных таксистов приоритетами и слегка пониженной комиссией по заказам. И при этом заставляют безвозвратно поганить борта своего автомобиля их рекламой. 3 месяца и машину приходится перекрашивать целиком. Очевидно, что впоследствии члены профсоюза будут иметь доминирующие привилегии, например, всего 5% комиссии с заказа (сейчас он составляет до 10%). С другой стороны  — такая структура как Профсоюз будет гарантом стабильности для всех и Диспетчерских служб на рынке. Мы не заинтересованы в приходе на рынок неадекватных ДС.  Поэтому встреча с диспетчерскими службами и в их интересах тоже.

Кстати, сейчас мы  рассматриваем вариант создания что-то вроде АТП на базе членов профсоюза. И вот это уже будет совершенно другой расклад. Представьте АТП, численность, допустим, 500 машин? И это абсолютно реально. Перспективы для легальных таксистов несоизмеримы по сравнению с сегодняшним униженным положением. Можно, например, как вариант, будет выйти с предложением создания Муниципального Такси в городе. Доходы в бюджет будут немалые, порядок  и только плюсы для всех.

Мы хотим и готовы вести переговоры с ДС, как предприниматели с предпринимателями. Надеемся, что их руководители пойдут с нами на контакт. Мы не собираемся бастовать, перекрывать дороги, мы хотим сесть на стол переговоров.

— Какие вопросы вы намерены обсуждать на готовящейся встрече с диспетчерскими службами?

— Вопросов накопилось много. Как я уже говорил – в первую очередь это скидки. Второй момент – мы требуем отмены супермегаэконом тарифов. Третье — прекращение демпинговых войн ДС, в которых страдаем мы, водители. Одно могу сказать точно мы не будем требовать и предлагать повышения тарифов. Просто пусть эти тарифы останутся прежними.

— А как ко всему этому относятся в диспетчерских службах? Они знают о ваших недовольствах? Готовы идти с вами на контакт?

— Вы знаете, мы попросили одного из штатных сотрудников  одной из крупных ДС быть посредником между профсоюзом и его ДС. Его тут же уволили по особому распоряжению руководителя ДС. Руководство диспетчерских служб жестко расправляется с бунтующими водителями. Они просто договариваются между собой и автомобиль неугодного владельца вносят в «черный список», т.е. ему вообще не дают заказов, человека просто лишают заработка.  Поэтому многие таксисты, даже в профсоюз вступают анонимно, чтобы не было утечки информации.

Но мы не оставляем надежды найти мирное решение наших проблем. Если же планируемая встреча не принесет никаких результатов и ДС будут продолжать ставить нам палки в колеса, мы обратимся к властям, в прокуратуру, другие контролирующие органы.

— Будут ли расти тарифы на проезд в такси или сейчас, во время кризиса, таксистам не выгодно повышать цену на проезд?

— Мы считаем, что цены вполне нормальные, нас не устаревает система скидок, которую нам навязывают ДС уже 2 года.  

— Все-таки можно ездить такси по полосе «А» в Тюмени? 

— Да можно, согласно ПДД 18.2.

— И каким именно?

— Шашка на крыше, цветографические схемы на бортах и разрешение на руках. А также включенный таксометр или программа, заменяющая его, не и конечно пассажир в салоне.

— Как вообще таксисты отнесли к введению полос А?

— Положительно, по крайней мере мы сможем быстрее  доставить пассажира до места назначения. Ещё один плюс пассажирам при заказе такси – требовать легальную машину.

Источник