14 Ноября 2017
Как сообщает издание Quartz India, 13 ноября правление Uber в Сан-Франциско одобрило «многомиллиардные» инвестиции от японской интернет-группы Softbank, которая может инвестировать до 10 миллиардов долларов, сообщает Reuters .
Группа под руководством Масаёси Сон уже является крупнейшим инвестором в Ola, индийского соперника Uber, с долей, составляющей более 30%. По данным Tracxn, Softbank уже участвовал в пяти раундах финансирования Ola, базирующейся в Бангалоре:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
До сих пор эти инвестиции рассматривались как часть расширяющегося «боевого сундука» против Uber. Но поскольку Softbank становится обычным акционером как в Uber, так и в Ola, то продолжающаяся длительное время ожесточенная битва между этими компаниями, занимающимися перевозками, уже не имеет смысла.
«Наличие одного и того же крупного инвестора в обеих компаниях открывает возможности для экономических процессов M & A (слияний и поглощений). Возможно, что Softbank может попытаться объединить две электронные площадки, чтобы найти способ их сотрудничества в Индии», — говорит Кварцу Картик Хосанагар, профессор технологии и цифрового бизнеса в школе Wharton School из Университета Пенсильвании. Он упомянул, как Softbank пытался проделать то же самое с игроками электронной коммерции Snapdeal и Flipkart, хотя и безуспешно . «Вопрос здесь в том, хотят ли другие инвесторы Ola продолжать использовать Uber в потенциальном кровопролитии для обеих компаний».
Ola против Uber: краткая история
С предполагаемым размером рынка $10 млрд, онлайн компания совместного потребления была одним из столпов направления запуска этой технологии в Индии. Сейчас в этом секторе лидируют Ola и Uber, которые вместе контролируют около 90% рынка.
С момента прихода Uber в Индию в 2013 году, спустя три года после того, как была основана Ola, обе компании боролись за своё превосходство, конкурируя между собой сильно уцененными тарифами на поездки и более высокими комиссиями для водителей.
Битва даже перетекла в суды. В июне 2016 года Ola подала иск, в котором утверждала, что Uber пренебрегал некоторыми законами страны, поскольку он, по-видимому, «сильно не уважает их и не заботиться об их исполнении».
Как совсем недавно сообщалось, соучредитель и исполнительный директор Ola, Бхавис Аггарваль, поддержал компанию Indiatech.org, созданную группой индийских предпринимателей, проводящую протекционистскую политику против «неиндийских» интернет-фирм, действующих в стране.
Но явного победителя в этой битве пока еще нет, поскольку Ola лидирует по одним параметрам, а Uber по другим. Например, индийская фирма работает в Индии в 110 городах, а Uber — всего в 29. Тем не менее, по информации, опубликованной в июле компанией маркетинговых исследований KalaGato, в период с января по июнь 2017 года Uber имел 50% объёма на индийском рынке, а Ola по сравнению с ним — 44,2%.
Что дальше?
По словам Джаспала Сингха, соучредителя исследовательской и консультационной фирмы Valoriser Consultants, наличие Softbank, как инвестора обеих компаний, не обязательно подразумевает будущее слияние Uber и Ola, так как это создаст монополистическую структуру в секторе пассажирских перевозок. По его словам, шаг Softbank гарантирует, что обе компании отвлекут своё внимание от войны друг другом, а вместо этого будут работать над созданием взаимовыгодных проектов.
В результате затяжной конкуренции их финансовые балансы кровоточат. За прошедший финансовый год, закончившийся 31 марта 2016 года, Ola сообщила о потере 2 313 рупий ($353 млн.), в то время как Uber в глобальном масштабе потерял многие миллиарды долларов. По словам Сингха, появились признаки оттепели, поскольку в Индии компании уже начали отказываться от стимулов для водителей и скидок для пассажиров.
«Рынок в Индии все еще находится в зачаточном состоянии. Около 500 миллионов человек (новые интернет-пользователи) сейчас пользуются интернетом, так как цены на смартфоны и тарифы на интернет постоянно снижаются. Softbank видит в этой стране большие возможности, здесь есть место сразу для нескольких компаний, занимающихся совместными поездками. Поэтому слияние компаний имеет смысл», — делает вывод Вивек Вадва, сотрудник Университета Карнеги-Меллона.
Для Softbank инвестиции в Uber могут быть хорошо продуманной стратегией хеджирования (Хеджи́рование (от англ. hedge — страховка, гарантия) — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Примечание TaxiLife). Он также поддерживает ряд других соперников Uber, включая Grab в Юго-Восточной Азии и «99» в Бразилии. Softbank «делает ставку на все возможные варианты», — говорит Сингх. «Финансовая подпитка Uber», -добавляет он, — «ясно показывает, что Softbank не уверен, кто окажется победителем».
В долгосрочной перспективе выиграют индийские потребители. По словам Айннья Гоз, профессора бизнеса Хайнца Риеля в Нью-Йоркском университете, Ola и Uber должны обратить пристальное внимание на инновации, а не на конкуренцию по ценам. «Безопасная сеть услуг — эти инвестиции приведут к хорошему результату для потребителей», — считает он, — «поскольку это заставит обоих игроков сконцентрироваться и вернуться к вопросу, как они могут улучшить качество своего обслуживания в Индии».
Перевод TaxiLife